«Перекресток «ЛГ». Сергей Кошкин: «Меня сложно уговорить на авантюру…»

Сергей Кошкин, физик-математик, в этом году он был признан лучшим педагогом республики. Такого почетного статуса удостоены лишь 48 учителей по всему Казахстану. Преподает физику в Назарбаев Интеллектуальной школе г. Кокшетау. Считает, что не обязательно учиться на «4» и «5», главное – вырасти достойным гражданином и оставаться человеком.
Сергей Петрович, опишите себя с помощью трех прилагательных.
– Терпеливый, добродушный, но требовательный.
 
Физиком всегда хотели стать?
– Как бы банально не звучало, с детства я знал, что буду учителем математики. Это мысль засела в голове благодаря моей первой учительнице Бахыт Каскеевой. Она привила любовь к цифрам, интерес к профессии. Я преклоняюсь перед учителями начальных классов. Именно они формируют в ребенке тягу к знаниям, помогают раскрыть способности.
 
Вы помните день, когда получили диплом о высшем образовании?
– Когда мы оканчивали вуз в 1994 году, не было помпезности. Нас собрали в актовом зале и вручали дипломы пофамильно. Ну что, было приятно, что не зря отучился 5 лет. У нас не было корочек, был диплом в виде обычного тонкого листа бумаги. Еще подумал тогда, что столько усилий, бессонных ночей, стараний потратил на эту бумажку.
 
Не боялись идти работать в школу такого уровня, как Назарбаев Интеллектуальная?
– Конечно, когда проходил конкурс в Назарбаев Интеллектуальную школу, немного волновался. Да и выполнять задания трех туров было сложно. Здесь учатся особенные дети, более мотивированные и заинтересованные в получении знаний.
 
Считаете ли, что двоечники более успешны в жизни, бизнесе, а отличники, оторванные от жизни, менее?
– Думаю, не обязательно учиться на «4» и «5», главное – оставаться человеком. Многое зависит от характера, поэтому мы должны воспитывать в детях лидеров, учить их быть коммуникабельными, это важно. Думаю, всему можно научиться и развить в себе все необходимые качества для достижения успеха. Самосовершенствованию нет предела. Я до сих пор работаю над собой, потому что раньше был немного замкнут.
 
Образованной молодежи много, но на работу без стажа и опыта не берут. Насколько это правильно?
– Проблема сейчас в том, что каждый второй имеет высшее образование. Думаю, если молодой специалист покажет себя как исполнительный и квалифицированный работник, то его возьмут.
Другое дело, что у нас много специалистов одних и тех же направлений. Выпускники школ должны отслеживать рынок труда, учитывать востребованность специальности.
 
Вы работает в тандеме с иностранными педагогами. Отличается ли их методика преподавания от нашей?
– Мы проводим совместные уроки в 11 классах. Вместе готовимся, решаем, кто какую часть будет вести. Кстати, усердно изучаю английский язык. Признаюсь, с трудом дается. А дети спокойно переключаются с одного языка на другой.
Наша система образования нацелена на получение школьниками глубоких знаний как теоретических, так и практических. Мы стараемся загрузить учащихся по полной программе, решить как можно больше задач, уравнений, закрепить пройденный материал. Иностранцы до 9 класса не сильно загружают ребят. Больше внимания уделяется рассуждениям, логическим выводам и анализу, мало решают, программа менее насыщенная.
 
Что, на Ваш взгляд, лишнее в школе?
– Для учителей – слишком много бумажной работы. У нас много отчетов, заполнения различной документации. Это отвлекает от основных обязанностей. Хочется ведь уделять больше внимания и времени детям, подготовке к урокам.
Для учащихся – большая перегрузка. Хотя в нашей школе другая система. В старших классах ребята более углубленно работают только с теми направлениями, которые пригодятся им в будущей профессии.
 
Скажите, Вас когда-нибудь как-нибудь дразнили?
– Мне повезло, что у меня есть старший брат, когда мы были детьми, все в школе его побаивались. В студенчестве приятели по-свойски давали необидные прозвища. Сейчас не слышал, чтобы ученики как-то меня называли между собой. Иностранцы обращаются ко мне «мистер Сергей».
 
Вы предпочитаете слушать или говорить?
– Я умею слушать. Это тоже искусство, не каждый ему обучен. Хотя иногда нравится порассуждать, пофилософствовать.
 
Легко ли Вас втянуть в сомнительное предприятие, которое сулит хороший доход?
– Меня сложно уговорить на авантюру и всякого рода приключения.
Я сначала подумаю хорошенько, взвешаю все «за» и «против», потому что бесплатным сыр бывает только в мышеловке.
 
Как относитесь к компьютерным играм?
– Не играю, поэтому отрицательно. Я за развивающие игры, но не такие, которые вызывают зависимость. Потом ребенок становится агрессивным, его практически нельзя будет оторвать от компьютера без последствий.
 
Согласны переплатить за то, чтобы стать первым обладателем технической новинки?
– Нет, лучше подожду, когда она станет доступной.
 
Вы бывали за границей. В незнакомой стране тратите ли время на осмотр достопримечательностей?
– Конечно, как можно побывать в стране и не осмотреть то, чем она гордиться?! Мне посчастливилось побывать в Сингапуре. Все о чем, читал, увидел. Это совсем другое. Мечтаю побывать в Париже. Интересуюсь его историей и культурой, собираю информацию.
 
Наверное, на фоне достопримечательностей фотографируетесь. Вам нравится, как выходите на фото?
– Вообще не люблю фотографироваться, по натуре я скромный, фотографируюсь только когда это необходимо. У меня осталось много снимков из школьных и студенческих лет, уже со своими воспитанниками. Когда случается ностальгия, пролистываю альбомы, вспоминаю своих бывших учеников, со многими до сих пор поддерживаю связь.
 
Готовы ли Вы еще раз пережить подростковый возраст?
– О, нет, конечно. Мне нравится мой нынешний возраст. Всему свое время.
 
Подвержены ли Вы классической осенне-зимней депрессии?
– У всех бывает незатяжная меланхолия. Считаю это нормальным явлением. Учителя, по-моему, впадают в весеннюю депрессию. Потому что конец года, чувствуется усталость, а еще столько всего надо успеть сделать.
 
Способны ли Вы на неожиданные поступки?
– Я могу быть более или менее сдержанным в зависимости от того, в какую ситуацию попадаю.
 
Какую партию Вы могли бы возглавить?
– Даже не знаю. Скорее всего что-то связанное с образованием. Не политическую.
 
Вы женаты?
– Работа – вся моя жизнь. Это мой маленький недостаток что ли. Сейчас понимаю, что семья человеку очень нужна. Немножечко сожалею, что это осознание пришло поздновато, но опять-таки всему свое время.
 
На ваш взгляд, можно ли создавать пары по Интернету?
– Это модно сейчас, так как наблюдается некий дефицит времени. Но общение нельзя заменить телефонной трубкой или компьютером. Лучше видеть живое лицо человека, его эмоции.
 
Должны ли детям выдаваться деньги на карманные расходы?
– Да, небольшие суммы можно. Ребенка стоит приучать к правильному отношению к деньгам и даже ведению собственного бюджета.
 
Как считаете, что люди зря изобрели?
– Мобильный, он иногда отвлекает. С одной стороны это удобно, но с другой тебя постоянно ищут, звонят.
 
Не могу не задать вопрос о конце света, о котором только и говорят в последнее время?
– Я реалист, ни во что такое не верю, не испытываю страха.
Скоро Новый год, всем жителям города желаю самого главного и ценного – здоровья. Чтобы провели год без происшествий и проблем, пусть в новом году исполнятся какие-то маленькие и большие мечты!
 

«Перекрестком» подготовили:

Аружан САТАБАЛДИНОВА

Айя КАЛЯГИНА

Адиль ТУЛЕПБЕРГЕНОВ

Асет МУКАНОВ

Любовь ПИСТОВНИКОВА

Рашида ШАИМЕРДЕНОВА

Маржан КУЛЬЧУКОВА

Фото Ильи ШАКИРОВА 

Опубликовано: 25.12.2012
Сообщить об ошибке