«Перекресток «ЛГ». Рустем Омаров: «Казахский юмор непонятно смешной»

Многие страны СНГ отмечают 8 ноября Международный день КВН. А 9 ноября исполнится 30 лет талантливому кавээнщику, автору многих успешных казахстанских и не только проектов, а также исполнителю одной из главных ролей полюбившегося зрителям сериала «Патруль» Рустему Омарову. Он дал корреспондентам «ЛГ» эксклюзивное интервью в преддверии двойного праздника.

 

Рустем Омаров родился 9 ноября 1985 года. Закончил Казахский национальный педагогический университет имени Абая. В студенчестве был капитаном известной команды КВН «101 алматинец». Оттуда и началась эпоха юмора, в которой Рустем отлично реализовывается как актер и автор сценариев. Несмотря на занятость и популярность, отличается открытостью и доступностью для казахстанцев. Не любит афишировать личную жизнь, зато о творчестве готов говорить часами.

 

– Свою творческую жизнь я начинал как кавээнщик. Был капитаном команды «101 алматинец». В Казахстане все, что могли, мы выиграли. Меирхан Шерниязов (играет в сериале «Патруль» следователя. – Прим. авт.) и Меиржан Туребаев (играет напарника Берика. – Прим. авт.) – мои однокомандники. В общем, у нас ничего не изменилось.

 

Затем ездили как авторы со сборной Казахстана – командой КВН «Казахи». Там работали за кулисами. Потом потихоньку перешли на телевидение. Открыли свое производство – «B.A.S. Production». Генеральным продюсером является Акылбек Досжанов, генеральными директорами – я и Марат Оралгазин (сценарист, ведущий проектов «Ду-Қол Шоколад», «Мәссаған» и других. – Прим. авт.). Вообще КВН – это большая школа. Нашим наставником, сэнсэем по написанию сценариев является Аскар Бисембин. Это выдающийся режиссер, сценарист. У него много интересных идей и проектов. Обратите внимание, авторы и участники хороших проектов – кавээнщики.

 

Вы знаете обе стороны своего дела – на сцене, перед камерой и закулисную. Наверное, играть легче, когда сам являешься сценаристом?

– Когда сам исполняешь роль, то сценарий пишешь на себя. Это намного легче. И играть потом проще. По мне, актером быть в любом случае легче, ведь этому можно научиться. Даже если ты деревянный, три года поснимаешься – и, может, раскроешься. А шутить, особенно писать юмор – это очень сложно. Чтобы человек заплакал, много не надо. Можно просто кого-то убить по сценарию, и зрителю становится жалко, начинает слезы лить – мы, казахи, любим это делать. А вот рассмешить… Кто-то ведь даже готовый анекдот хорошо рассказать не может. Придумывать шутки трудно. На самом деле одна серия у нас пишется 3-4 дня.

 

К примеру, сейчас на «Хабаре» выходит наш новый сериал под названием «Басеке». Мы уже два с половиной месяца пишем, очень трудный проект. Два молодых человека, богатых бизнесмена, ненавидят друг друга с детства. Они решили поспорить, что поедут в аул со 100 долларами в кармане и поднимут там бизнес. В каждой серии нужно придумывать им новые идеи предпринимательства, да еще и раскручивать их с юмором.

 

Поэтому считаю, что сценарий – самое главное. Пусть у тебя играют самые лучшие актеры мира, но если сценарий плохой, то работа обречена на провал.

 

В процессе съемок часто отходите от текста, или импровизация запрещена?

– Ну, опять же, мы ведь сами себе и авторы, и актеры, и сопродюсеры, и в монтаже участвуем. Поэтому сами решаем, как правильно. А ведь наша работа порой нам не нравится. Мы считаем, что сериал «Патруль» получился только на процентов 40.

 

Вы самокритичны…

– Конечно! Еще 60% нужно доработать. Можно сказать, это был пилотный проект. Мы попробовали, потом посмотрели результат – где-то не доиграли, где-то надо было по-другому преподнести. Следующий сезон будем стараться создать более красочным, но все же не станем делать своих героев добрыми и хорошими. Как только мы их изменим – все, потеряем своих зрителей, ведь это зрители канала «НТК». А добрых и хороших надо смотреть по «Хабару».

 

Откуда возникла идея снимать в стиле Гая Ричи? Прослеживается пародия на «Рок-н-рольщика»…

– Это все наш молодой режиссер – Ануар Матжанов. Думаю, вы о нем еще услышите. Все идеи по оригинальным кадрам, шапке, титрам его. Нам нравится такой креативный стиль, поэтому его и взяли. Зрители, наверное, не заметят, но операторы, режиссеры поймут, что камера у нас не стоит статична, она движется, дышит.

 

В «Патруле» МВД было недовольно некоторыми вещами, кое-что даже вырезали. Мы спорили, что здесь нет имен чьих-то. На самом деле мы показываем правду. Есть полицейские, которые приходят, обиды высказывают. Я говорю: «Друг, спустись на ул. Ташкентскую», посмотри на полицейских! Там они еще хуже! Мы смеемся над вами, чтобы вы работали над собой. Я был в Европе, там полицейский – это друг. Может, в верхушке у них большая коррупция – ладно, их проблемы, но главное внизу они людей не трогают. Когда у нас человек за рулем видит патрульную машину, у него руки начинают дрожать. Потому что вы остановите и найдете, до чего докопаться». У нас в сериале ведь тоже два образа: один закончил академию, мечтал о службе в органах, старался, другой – подарил начальнику барана и устроился. В жизни так же. Уверен, каждый третий полицейский не знает законов. При оформлении даже статью назвать не могут.

 

А Вас останавливал патруль?

– Знаете, у меня за всю жизнь не было случаев, чтобы оформляли протокол, штраф накладывали. А вот на камеру попадался. Я гражданин Казахстана, знаю и соблюдаю законы. Езжу только на зеленый свет и с пристегнутым ремнем, но ремень не для полиции, а ради себя прежде всего.

 

Люди в форме узнавали, как реагировали на сериал?

– На 95 процентов позитивно. Даже сфотографироваться просят. Спрашивают: «Ты случайно раньше не был полицейским?» Отвечаю: «Нет. И надеюсь, не буду». Они удивляются: «Вы двое будто в органах работали, так похоже получается!» А 5 процентов – это когда какой-то полицейский где-нибудь в баре выпьет и начинает что-то предъявлять.

 

Как думаете, почему у нас каналы отдают предпочтение турецким, индийским, корейским сериалам, когда есть свои хорошие продукты?

– Давайте будем честны: у нас ведь мало своего. На самом деле корейские и турецкие сериалы интересные. У нас в чем проблема? Во-первых, наши однотипные. Во-вторых, неправдоподобные. Актеры не доигрывают, либо переигрывают. Если заметили, мы стараемся брать на роли кавээнщиков или обычных ребят. Не то чтобы мы критично относились к людям с профессиональным актерским образованием. Просто многие из них на площадке ведут себя по-другому, вот, мы закончили то-то. Например, если я попрошу ручку, то так и скажу: «Подай ручку!» И ответят мне тоже просто: «Ой, сам возьми!» А у них принято: «Пода-а-ай мне, пожа-а-алуйста, вон ту ру-у-учку!» (произносит с пафосом). И мы потом говорим: «Не надо так играть! Ты же так в жизни не разговариваешь! Это кино, а не театр». «Патруль» тем и стрельнул, что был близок обычному человеку, люди нам поверили. Если мы ели хлеб с майонезом, то в кино тоже его ели. Это ведь правда. Все были студентами.

 

К слову о еде, когда в последний раз ели лапшу быстрого приготовления?

– Да я ее каждую неделю ем. Только не «Роллтон», а китайскую. Просто мне вкус ее нравится. А вот пельмени ненавижу. Переел их. В студенчестве всемером снимали квартиру. Скидывались на еду.

 

По-Вашему, кризис коснулся актеров?

– Мне кажется, кризис всегда есть у тех, кто не работает. Понятно, что это мировое явление, дело не в нашей экономике. Когда приезжаешь в Узбекистан, понимаешь, что у них действительно кризис. Там 10% хорошо живут, остальные бедствуют. А у нас, если ты работаешь, то сможешь устоять на ногах. Что скрывать, народ у нас ленивый. В свое время нам давали земли – стройте, сажайте, выращивайте. Я всегда думал, почему поля принадлежат корейцам, а если идти вверх по Медео, там живут люди кавказских национальностей? И у одного из них однажды спросил: откуда такие деньги? Он говорит: «В свое время, когда участки раздавали, мы взяли». Тогда они не ценились. Мы думали: «Қойшы! Оны бағу керек, егу керек! Дала отырған жоқпыз!» Среди знакомых есть люди, которые живут в аулах, но не разводят баранов, коров, хотя возможности позволяют. Они сразу отвечают: «Ой, это корм надо покупать, сено завозить…» Все понятно с ними, в общем. Кто-то сидит в деревне и жалуется, что нет работы. Ему предлагают то-другое. Но не устраивает зарплата, условия. И стоит на своем: эх, работы нет. Такой менталитет.

 

Поэтому кино кризис особо не коснулся. Ведь у нас бюджеты не такие, как в той же России. У кого одна серия стоит 200 тысяч долларов, те пострадали. У нас вообще невыгодно снимать дорогие фильмы, не окупятся. В стране всего 15 млн жителей, из них только процентов 30 могут позволить себе сходить в кино. Причем их надо зацепить сюжетом.

 

А вообще меня радует, что сейчас в стране много сериалов стали снимать. Только на «НТК» у нас идет 8-9 проектов. Иметь свое хорошо, как в промышленности, так и в киноиндустрии.

 

У Вас во «Вконтакте» на главном установлено фото Батырхана Шукенова. Вы его поклонник или в знак солидарности поставили?

– Мы росли, взрослели на его песнях. Мало что вообще слушаю. В машине у меня всего один диск – Батырхана Шукенова, причем там есть 3-4 композиции, которые нигде не звучали. Вся страна любит и уважает этого человека. Таких людей больше нет почти.

 

А какой тип людей Вас раздражает?

– Те, кто говорит о том, что сделал. Выкладывает в «Инстаграм» фото, где он намаз читает, или бабушке помог дорогу перейти, дал 15 тысяч тенге ребенку, болеющего раком. Иногда сидишь с человеком, а он начинает рассказывать, кого он знает, какие связи имеет. Стараюсь вообще не общаться с такими людьми. У нас в «B.A.S. Production» все за простоту.

 

Правда, что актеры соревнуются между собой по количеству подписчиков в «Инстаграм»?

– Я нет, и поэтому, наверное, у меня их мало. Никогда не просил: подпишись на меня, отметь, поставь «лайк». Не заморачиваюсь на этом. Вообще не люблю выставлять свою жизнь напоказ.

 

Вы по знаку Зодиака скорпион. Сталкивались с тем, чтобы люди ужасались: зловещий знак, вредная и трудная личность?

– Мне кажется, все от самого себя зависит. Не влияет ни национальность, ни вероисповедание, ни гороскоп. Если человек плохой или капризный, то он и есть такой. Существует же дипломатия, поэтому стоит где-то уступать, промолчать, если тебе дорог собеседник.

 

Бывают моменты, когда хочется высказаться, но стоит сдержаться?

– Да, бывает. Например, встречаются грубые официанты, особенно в Астане. Что обычно делаю? Я думаю так: спорить с дураком – сам становишься таким. Стараюсь быть мудрее, повзрослел – все-таки мне на днях исполняется 30!

 

Для многих это период критический, ведь переходите в новый этап…

– Такого особо нет. Но, надеюсь, что к 40 годам оставлю какой-то след. Хочется побольше кино снять, хорошие дела творить.

 

А как обычно день рождения отмечаете?

– Так, чтобы звать гостей, заказывать ресторан, не было. Собираю самых близких людей. Вообще мои друзья делятся на три группы: первая – актеры, певцы, коллеги по работе, вторая – одноклассники, ребята со двора, третья – однокурсники. Шумного веселья никогда не устраиваю.

 

Сейчас стартовал ваш новый проект – сериал «Айжан». Непривычное направление…

– Да, мы попробовали себя в мелодраме, тут для нас писали украинцы. Изначально с Маратом Оралгазиным, когда делали какие-то вещи для Украины, России, мечтали, чтобы настал момент и писали уже они на нас. И мы к этому пришли. Редактируем предлагаемый текст, спорим с автором, что будет смешнее. И это кайф. А раньше был комплекс, что неправильно скажем какое-то слово, или не будем верно поняты. Когда придумывали сценарий для «Большой разницы Казахстан», так получилось, что нашего материала взяли 90%. И это сразу подняло наш авторитет. Знаете, казахский юмор непонятно смешной, он своеобразный, со своим окрасом и стилем. И нравится всем. В России, оказывается, тоже смотрят «Патруль». Мне писали люди с Екатеринбурга, Новосибирска, Якутска. Я удивлялся!

 

Вообще «B.A.S. Production» работал над такими проектами, как «Большая разница», «Айналайын», «ВУЗеры», «Патруль», «Ду қол шоколад», «Бажалар», «Қызықстан». Скоро выйдет сериал «Аулдастар». Первый скетч-ком «Әзіл студио» – тоже наш.

 

«Перекресток» провели:

Рашида МУХАМЕТКАЛИЕВА

Айя КАЛЯГИНА

Алма НЕГМЕТОВА

Вадим БЕГУН

Влада КНЫШ

Илья ШАКИРОВ

Любовь ПИСТОВНИКОВА

Самат КАРИМОВ

Татьяна КОНДРАТОВИЧ

Фото из личного архива героя

Опубликовано: 11.11.2015
Сообщить об ошибке

Комментарий

  • Гость 18:56 - 17.04.2017
    Интервью интересно было почитать, вопросы хорошие. Но ошибки... построения предложений... Ребят, чуть внимательнее.
В комментариях запрещено оставлять нецензурную брань, оскорблять и провоцировать посетителей сайта.

Ваш комментарий