Перекресток «ЛГ». Валихан Тулешов: «Главное – не количество дипломов, а качество знаний»

В этот раз интервью «ЛГ» дал человек, чьи должности можно перечислять долго, поэтому делать этого мы не будем. Скажем лишь, что профессор кафедры общеобразовательных дисциплин Международной академии бизнеса, профессор института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК, кроме того, известнейший казахстанский экономист Валихан Тулешов, ныне проживающий в США, рассказал, почему он считает высказывания об американцах сатирика Задорнова безнравственными, о том, чему его научили родители, а также о своих дочерях, которые учились в Польше, Болгарии и Англии.

 

В 1983 году окончил философско-экономический факультет КазГУ им. С. Кирова, отделение философии.С 1983 по 1988 год работал старшим лаборантом, ассистентом, стажером-исследователем, аспирантом кафедры философии гуманитарных факультетов КазГУ. С 1988 по 1992 год – преподаватель, старший преподаватель философско-экономического факультета КазГУ. С 1992 года по 2008 год работал в частном бизнесе. В 2008 году организовал Общественный фонд «Европейский клуб Казахстана». С 1 июня 2009 года является руководителем Центра международных исследований ИМЭП. Имеет более 100 научных статей и публикаций.

 

Как считаете, наличие нескольких образований прибавляет весомости личности? Что дали Вам в свое время дипломы?

Дело не в количестве дипломов, а в качестве знаний. У меня, к примеру, всего два диплома: один («красный») об окончании университета, другой – кандидата философских наук. Конечно, они первоначально дают формальное признание по факту их получения, но не более того. Ты можешь участвовать в конкурсе на замещение такой должности, которая без диплома не может быть занята. Дальше же все зависит от того, как ты сам покажешь себя, какие идеи будешь продвигать и на какой позиции будешь находиться.

 

Дело в качестве серого вещества и его способности влиять на изменение своей и общественной жизни.

 

Что для Вас значит фраза «Американская мечта»? Существует ли она вообще? Почему Вы решили перебраться на Запад?

Начнем с того, что я решил пожить в США, преследуя решение некоторых своих научных задач. Потому что, не пожив в стране, не узнав, как в ней живут люди и чем она отличается от других, невозможно сделать правильные выводы. Тем более в науке. Здесь ты должен быть беспристрастен. Ну мало ли как тебе живется, хватает или нет денег, ты должен пожить жизнью простых американцев, понять, почему они ценят свой образ жизни и почему его ценят другие. Или почему этот образ жизни ненавидят. Это очень простые вопросы, но ответы на них совсем не простые. Начинать жизнь простого человека, который только собирается интегрироваться в американское общество, очень сложно. И это вам скажет любой мигрант. Но наука требует беспристрастности, и поэтому, как бы тебе лично тяжело ни было, ты обязан объективно показать преимущества или недостатки американского образа жизни перед нашим, например.

 

Потом, заметьте, впервые мы услышали словосочетание «американская мечта» из произведения Джеймса Адамса «Эпос Америки», написанного во времена Великой депрессии, чтобы поддержать свой народ в стремлении к лучшей жизни как в материальном, так и духовном смысле. Это была не какая-то специальная идеологическая установка правительства, президента Рузвельта или его администрации. «Американская мечта» возникла из недр самого гражданского общества США в трудное время великого экономического кризиса, как нравственное желание, императив лучшей жизни, преодоления невзгод, разделяемое всем американским обществом. «Хлебнув по горло» трудностей и потерь, это общество все же нашло в себе силы поверить в общее лучшее будущее.

 

Конечно, теперь данное словосочетание дополняется разными коннотациями, в том числе и научными, но все американцы понимают и принимают его в личностном аспекте, а значит нравственно, что позволяет им и дальше жить одной нравственной идеей Отечества, одной нацией и одной судьбой.

 

Михаил Задорнов раньше выступал со словами: «Ну, тупые эти американцы!» Чем их мышление отличается от нашего?

Я бы сказал, что такого рода деятельность, высказывания или так называемые «творческие приемы» российских сатириков по меньшей мере неприличны, не этичны, безнравственны вдвойне. Вместо того, чтобы высмеивать собственные пороки и недостатки и критиковать собственные архаичные представления о жизни в традициях великих русских писателей, ученых и творческих деятелей, Задорнов взялся высмеивать американцев, немцев, на бытовом уровне еще с заведомо политически ангажированной целью – отвлечь самих русских от собственной ситуации в стране. Сохранение российской идентичности такими безнравственными способами – это неправильный путь, который заставляет другие народы России еще больше задумываться о своей гражданской идентичности.

 

Что касается простых американцев, то они весьма толерантно относятся к простым россиянам и не позволяют унижать их достоинство. Их мышление отличается от современного обыденного российского мышления тем, что оно не политизировано на бытовом уровне и не спускается до уровня бытовой ксенофобии.

 

В чем казахстанцам лучше живется?

Мы не можем абстрактно говорить или прямо утверждать, чем казахстанцам живется хуже или лучше, чем американцам или русским, ведь каждый народ имеет свои культурно-цивилизационные свойства, которые ему дороги исторически. Какие-то культурные черты нашего народа нравятся американцам, и мы это видим, какие-то черты американского образа жизни нравятся нам. Разность культур предполагает их сравнение, но не может служить для нравственных оценок, поскольку мы сразу же попадаем в сферу противопоставления.

 

Но сегодня в характеристиках уровня и качества жизни мы можем сравнить свои условия жизни с условиями в других государствах. И, к сожалению, рейтинги мировых агентств и институтов, которые занимаются сравниваем разных сфер жизни людей, говорят о том, что пока нам нечем особо гордиться.

 

В одном из интервью Вы говорили, что у каждого казаха есть философские корни. Чему важному научили Вас родители?

Если говорить коротко, то я бы сказал, что родители научили меня быть свободным. Они, особенно отец, не досаждали мелочной опекой и старались сделать нас с моим братишкой самостоятельными и ответственными людьми. Получилось ли это, стали ли мы такими, судить не мне. Хоть я и осознаю, что было много ошибок, но как бы родители не относились к моему выбору, они в конце концов признавали его.

 

Есть ли сейчас философы в Казахстане? Кем из деятелей, ныне живущих, Вы восхищаетесь?

Я полагаю, что в Казахстане всегда были, есть и будут философы. Другое дело, как они реализовались или будут реализовываться. Примером верного служения науки в прошлом для меня является Салык Зиманов – первый директор Института философии и права. И хотя он больше тяготел к юриспруденции, все же был настоящим казахским философом, который глубоко разбирался в культуре нашего народа, противостоял излишним претензиям властей на всезнание. К сожалению, сегодня его не признают философом и практически не вспоминают как выдающегося ученого. Теперь, в условиях тяжелого кризиса, когда ситуация стала острее, я надеюсь, появятся философы, которые станут более конкретно влиять на скорость трансформации и модернизации страны.

 

Кем Вы мечтали быть в детстве? Насколько воплотились в жизнь ваши детские мечты?

Мои мечты вплоть до окончания школы практически были неглубокими. Я интересовался автомобилями, археологией, любил играть в хоккей и плавать в бассейне. Детские мечты не воплотились в реальность. Но я не жалею об этом.

 

Как живут Ваши дети? Они довольны тем, как складывается их жизнь?

У меня две дочери – Айгерим и Дана. Я горжусь ими. Айгерим окончила университет Бирмингема в Великобритании по специальности «химические технологии», а Дана скоро закончит Софийский университет, хотя уже успела поучиться в Университете искусств в Кракове. Она знает 5 иностранных языков и останавливаться, кажется, не собирается. Мои дочери работают в американских компаниях по месту проживания. Мне кажется, они в целом довольны своей жизнью, хотя, как говорится, не без проблем и не без целей на будущее.

 

Каким Вы видите Казахстан в 2025 году? Изменится ли существенно что-то, по Вашему мнению?

Мне бы хотелось, чтобы страна стала более свободной. Все зависит от активности гражданского общества, которое может добиться политического признания своей незаменимой роли.

 

При вхождении в ВТО нам обещали беспрецедентную конкуренцию, благодаря которой снизятся цены на различные товары, в том числе и автомобили? Где же они?

Мне кажется, власти не готовы конкретно отойти от модификационных способов активности в сторону действительно модернизационных. И во многом этому мешает как текущая политическая обстановка на постсоветском пространстве, так и ее отношение к политической модернизации.

 

Насколько вам близка фраза: «Казах без понтов – беспонтовый казах»? Чем можете похвастать перед американцем, мол, «у вас такого нет».

Это из области фантастики. В США есть все. А самое главное, здесь есть демократия, при всех ее издержках.

 

Говорят, что мужчины – это взрослые дети. Есть ли у Вас привычки, которые сопровождают с детства? Играете ли в видеоигры, ходите в цирк? Чем Вас еще можно удивить?

Как Вы, наверное, поняли, детских привычек у меня нет, но меня вдохновляет детский азарт, их энергия. В Америке я вижу, как дети растут в окружении фантастических изменений, новых технологий, учатся и готовятся к взрослой жизни, очень много исследуют. Для наших детей также нужны новые технологии обучения и образования. Лично для меня стало очень интересно понимать, как делаются научные исследования. И в этом смысле я похож на детей: люблю исследовать и учиться тоже.

 

Многие экономисты дают прогнозы по курсу доллара. Как Вы к этому относитесь? Можно ли реально рассчитать, что произойдет с валютой через полгода?

Если сказать кратко, то курс валюты – это курс доверия к экономике. Если экономика строится на доверии между экономическими субъектами, которые, к тому же, сильно конкурируют между собой, то она безусловно растет, усиливая свое влияние в мире. Если же в стране не создано высококонкурентное экономическое пространство и в ней имеется доминирование государственного сектора, с сопутствующими авторитарными, олигархическими, клановыми, бюрократическими и коррупционными сетями, то доверия не может быть по определению. И тогда курс валюты будет стагнировать. Поэтому мы имеем то, что имеем и будем иметь то, с чем придется мириться.

 

Чиновники во всеуслышание говорили о пользе девальвации. Сейчас, по прошествии определенного времени, что можете сказать о ней – все же навредила она экономике Казахстана или пошла во благо?

В отсутствие полноценных рыночно-капиталистических отношений, когда экономика страны не самоуправляема, какими бы благими пожеланиями не руководствовалась власть, экономика будет продолжать оставаться неконкурентоспособной. Девальвация здесь выступает последним официальным средством властей волюнтаристски перераспределить прошлые и будущие доходы людей в сторону снижения.

 

Девальвация – это результат отставания развития и роста экономики, итог имитации действительной модернизации. Точно также от образования ЕАЭС государство временно выиграло в части налоговых таможенных поступлений, но обычные люди проиграли, лишившись конкурентной продукции с развитых рынков. Поэтому в нашем случае она была неизбежна, чтобы предотвратить экономический и политический крах государства. Теперь стоит подумать о более решительных действиях по политической модернизации. Настало время, когда «сначала политика – потом экономика».

 

Вадим БЕГУН

Фото camonitor.kz

Опубликовано: 05.04.2017
Сообщить об ошибке