Перекресток «ЛГ». Лариса Левицкая: «…главный педагогический прием – любовь к детям»

Перед Днем знаний в гостях у «ЛГ» побывала преподаватель русского языка и литературы Лариса Левицкая. Она рассказала о тоннах прочитанных ею книг, о том, почему откажется от должности директора школы, а также о том, какая награда для нее особенно ценна.

 

1965 года рождения. Окончила Кокшетауский педагогический институт. Преподает русский язык и литературу в средней школе-лицее №2.

 

Есть ли у Вас внуки? Как их воспитываете? Применяете ли по отношению к ним какие-то педагогические приемы?

– К сожалению, мой шестилетний внук Таир живет в Астане. Когда он приезжает с родителями сюда, то применять что-то особое нет времени. Самый главный педагогический прием – это любовь к детям. Это он получает в большой степени. Воспитываю внука так же, как и сына. Главное, с любовью.

 

Хотели бы, чтобы он пошел по вашим стопам?

– Мой сын однажды, когда учился в институте, подрабатывал в колледже со своим приятелем – они проводили занятия по информационным системам. Уроков всего было несколько, но когда сын прошел это, прямо скажем, испытание, то сказал: «Никогда не хотел бы быть учителем».

 

Чтобы внук стал учителем? Это зависит от его выбора. Если захочет – то станет им, и будет успешным, чувствовать себя хорошо в этой профессии. Если же поймет, что это не его, то лучше не надо. Профессия учителя – это тот выбор, который ты делаешь сам осознанно.

 

Почему Вы решили стать педагогом?

– Моя мама проработала учителем начальных классов около 40 лет. Ее работа всегда была перед нашими глазами. Сестра тоже выбрала эту профессию. Вот и я другого пути не видела. В школе у меня были хорошие учителя, которые стали примером. Кстати, училась я в этой же школе, где сейчас преподаю, пришла сюда в первый класс в 1972 году. До сих пор здесь. В другом месте себя не вижу.

 

Часто встречаете своих выпускников?

– Встречаю так часто, как они сами этого хотят. Они приходят в школу, звонят, не теряются.

 

Кого из них Вы запомнили?

– Есть хорошая девочка Юлия Визовская, она уехала в Польшу. Знаю, что закончила факультет журналистики и уже издала книгу очерков. В своей профессии она достаточно успешна. В Германии работает Леша Минаев, недавно заходил ко мне в школу. Не так давно шла домой и встретила еще одного выпускника, который пять лет назад окончил школу. Сейчас он учится в медицинской академии, хочет стать хирургом. Был очень рад меня видеть, мы с ним сделали совместную фотографию.

 

Мои выпускники уже своих детей в школу приводят. У Наташи Астаниной и Маши Зотиной дети пойдут уже во второй класс. Есть выпускники, которые работают в этом же учебном заведении – это Аня Тромбицкая, ведет информатику, и учитель физкультуры Антон Козлов. Теперь они мои коллеги.

 

Вы помните свой первый урок?

– Первый свой урок я провела, когда мне было лет десять. Тогда моя мама попросила меня провести занятие (ей нужно было уйти, а детей оставить не с кем). Пришла, мама дала тетрадь с планами, где было написано, какие мы должны решить примеры. Я открыла тетрадь и провела урок, хотя была старше этих детей всего на один год.

 

Потом проводила свои первые уроки во время практики. Помню занятие в МГ№5 «Тандау», была тема о Маяковском. Чтобы подготовиться к этому уроку, прочла книг двадцать...

 

Кстати, как приохотить детей к чтению?

– Во все времена были дети, которые читают, и те, кто этого не делает. Очень трудно того ребенка, который не хочет читать, заставить это сделать. И не надо! Очень часто дети начинают читать от обратного – сидят на уроке и видят, как другие обсуждают какой-то вопрос или проблему, но они выпадают из общего разговора, а поговорить хочется, высказать свое мнение. Тогда они приходят домой и читают.

 

Здесь очень важную роль играет семья. Если читают родители, то ребенок с малых лет начинает это же непроизвольно делать. Это культура чтения в семье, она должна быть обязательно. Сколько себя помню, в нашей семье читали все. Мой сын также читает. А внук вообще все буквы выучил в год и восемь месяцев!

 

Назовите две-три книги, которые, по Вашему мнению, обязательно нужно прочитать.

– Тому человеку, который прочел десять книг, легко выбрать. А если ты прочитал очень много книг за свою жизнь – практически невозможно. Я заметила, что у меня в разном возрасте были свои интересы. Например, когда училась в 5-6 классе, то нравилась историческая литература – моей любимой книгой была «Княжна Тараканова» Алексея Толстого, перечитывала постоянно. В классе седьмом перечитала всего Дюма. Сколько томов было в библиотеке – все прочла. В 9-10 классе увлеклась «Героем нашего времени» Лермонтова и «Евгением Онегиным» Пушкина. После – Александром Грином. В институте увлекалась зарубежной литературой, читала тоннами. Постоянно перечитывала Леона Фейхтвангера. Потом читала русскую классику. «Война и мир» Толстого – это то, что невозможно охватить. Не могла обойтись без Булгакова, Зощенко.

 

Настали другие времена, стала читать современную литературу. Нравится Татьяна Толстая, Улицкая. Сейчас обратилась вновь к зарубежной литературе. Есть такой автор – Резерфорд. Он пишет книги о городах, об истории их создания. Это интересные и познавательные произведения, никогда раньше такую литературу не читала.

 

В общем, читаю я много, как вы поняли (смеется). Остается то, без чего я бы не смогла обойтись – «Герой нашего времени», «Война и мир» и «Мастер и Маргарита», из лирики – Маяковский, Цветаева и Пастернак.

 

Чем занимаетесь в свободное от работы время?

– Работа занимает практически все наше время. А вообще – чтение, если есть возможность – общение с внуком. Люблю готовить что-то вкусное.

 

Как Вы сами учились в школе?

– Хорошо. Троек, конечно, не было. Институт закончила с красным дипломом.

 

Самое смешное сочинение на вашей практике.

– Дети пишут сочинение так, как они себе представляют ту или иную ситуацию. Но стараюсь не акцентировать внимание на смешном, может быть, кому-то станет обидно. Но такое бывает, например, кто-то написал о Тарасе Бульбе: «На его груди серебрился золотой крест». Было также: «Это был серый котенок, у него все пять лапок были белыми».

 

Говорят, что двоечники более успешны в жизни. Можете ли Вы так сказать, опираясь на примеры ваших выпускников?

– Были дети, которые учились на тройки, но стали успешными. Но и те, кто хорошо учился – тоже многого добились. Троечник троечнику рознь. Есть ребенок, учащийся на тройки, но у него ум «живой» – он быстро улавливает информацию, умеет ее сопоставлять и найти ответ. Такой хорошо пойдет дальше. А есть такие, которые ленятся, не хотят ничего знать. Все зависит от мотивации и постановки цели.

 

Знаю одного парня – учился на тройки, но сейчас он достаточно успешен. Я его встретила на улице, он говорит: «Я получил должность, продвигаюсь по карьерной лестнице, поступил в институт». У него есть цель и он к ней идет.

 

Почему ребенок может быть неуспешен в учебе в школе? Потому что много предметов. Нравится математика, но не нравится русский язык, нравится биология – не нравится физика. Приходится успевать везде. А когда человек заканчивает школу, то выбирает себе какое-то одно направление, и в нем он будет успешен.

 

Если бы Вам предложили стать директором школы, согласились бы?

– Нет (смеется). Директор выполняет очень много административной работы – он хозяйственник, отвечает за педколлектив, за здание, за родителей, за детей. Я больше люблю работать с детьми.

 

Что сейчас – наибольшая трудность в работе педагога?

– Самое главное сейчас – не отстать от времени. Все так быстро меняется! Нужно за всем этим успевать. Допустим, у нас будет электронный журнал и дневник. Ты должен уметь это все заполнить. Если сравнивать с тем, что было двадцать лет назад, то отмечу, что стало больше работы, где нужно уметь вбить в базу какие-нибудь данные. Если ты постарел, сдался, начинаешь говорить, мол, я это не могу или не хочу – значит, отстал от своей профессии.

 

Учебная программа в Казахстане постепенно обновляется. На Ваш взгляд, какие коррективы можно было бы внести в нее?

– Она только внедряется, по ней мы еще не занимались. Коррективы вносятся тогда, когда начинаешь работать и видишь какие-то недостатки. Но мы изучаем все новшества, проходим курсы – что-то нравится, что-то нет. Время не стоит на месте, школьная программа тоже не может стоять на месте. Нельзя сейчас учить так, как делал это 20-30 лет назад. Время другое, и дети другие. И способ обучения должен быть другой.

 

Когда я училась, у нас преобладал авторитарный тип руководства детьми – учитель говорит, дети слушаются. Не припомню, чтобы я могла подойти к преподавателю и сказать: «Какая у вас блузка красивая!» Была большая граница между учителем и ребенком. Сейчас же дети спокойно подходят к тебе и говорят: «Какая у вас новая прическа! Нам нравится! Как у вас дела?» То есть они разговаривают с нами без какой-то границы. Может быть, она и не нужна. Учитель не должен внушать страх.

 

Учить надо по-другому. Сейчас столько информации, дети должны ее понимать. Нужно не только дать ее ребенку, но и научить пользоваться. Недавно прочитала, что человек за месяц сейчас получает столько информации, сколько в средние века за всю жизнь получал. Представляете, какая разница?

 

У Вас есть награды за ваш труд. Какая из них наиболее ценна?

– Есть грамоты разного уровня. Это, конечно, приятно. Но самая главная награда для учителя – это когда приходит ребенок и говорит тебе «спасибо». Хорошо, когда звенит звонок с урока, а ты его не слышишь, и дети тоже. Потом кто-то говорит: «Вы знаете, был звонок», а дети отвечают: «Нам уходить не хочется». Для учителя это самое прекрасное, то, что заставляет его думать, что ты здесь не зря. Наша работа, как и другая, имеет много рутины, и вот среди этого обыденного – раз! – и в дверях стоит твой выпускник с вопросом: «А вы меня помните?» Ну конечно помню! Это и есть та награда, которой ты гордишься.

 

Ваши пожелания преподавателям и детям перед Днем знаний.

– Всем учителям хочется пожелать творческих успехов. Сейчас невозможно работать, не применяя творчество, не внося ничего от себя. Идей в голове должно быть огромное количество. Желаю, чтобы они могли их реализовать, чтобы здоровья на это хватило, сил и терпения. Благодарных учеников, признания среди родителей, детей, администрации.

 

Детям желаю того же самого. Им тоже нужно здоровье, интерес. Желаю, чтобы они находили в любом уроке «вкус». Ставьте перед собой с малых лет цели и достигайте их! Живите с удовольствием! Знаете, с такими учениками так интересно работать…

 

«Перекресток» подготовили:

Вадим БЕГУН

Алия БАЙМУКАНОВА

Любовь ПИСТОВНИКОВА

Татьяна КОНДРАТОВИЧ

Ульяна КАРАНДА

Фото Ильи ШАКИРОВА

Опубликовано: 31.08.2017
Сообщить об ошибке