Втопили

«До коих пор? – спрашивают кокшетауские автовладельцы. – До коих пор будет повышаться цена на бензин? Мы же нефтедобывающая страна. Почему же у нас космические цены на него, которые, к тому же, продолжают год за годом расти? Когда уже мы не будем зависеть от ремонта наших же НПЗ и от России?» Знаете, вопросы задаются правильные, чиновники каждый раз твердят одно и то же, но ситуация в целом не меняется. И тут уж на ум приходит следующая мысль: «Значит, это кому-то выгодно?»

Осень в этом году принесла осадки не только природные, но и ценовые – вновь повышается стоимость АИ-92 и АИ-95. В редакцию «ЛГ» уже не раз звонили автолюбители, которые просят нас узнать, до какого предела взлетят цены и, вообще, почему мы каждый год, а то и два раза в год, терпим это? Самое интересно, жалуются они, что потом эта стоимость не снижается, хотя, казалось бы, и заводы выходят с ремонта, и дорогостоящего топлива с России закуплено в достаточном количестве.

 

 

Давайте для наглядности приведем нынешние цены на топливо, а также вспомним, какие они были в прошлом году. Так, Так, 3 ноября 2016 года «девяносто второй» на АЗС «Есиль» стоил 129 тенге, 13 февраля этого года – 145 (и то только по талонам), 5 октября – 147. На «Best» 127, после 145, теперь же 155. На «Соколе» АИ-92 продавали по 143 тенге, сейчас – возросла до 145. А где-то бензина нет вообще или реализуется он по талонам.

Интересно, что цены рознятся – до 10 тенге доходит, а это разница существенная. Также мы видим, что с конца прошлого года топливо подорожало почти на 20 тенге, кое-где – и того больше. Что же такого произошло в Казахстане, что цены нужно поднимать настолько?

 

Давайте разберемся в этом вопросе.

– Существующее повышение произошло связано с объективными факторами, в частности с нехваткой собственного объема нефтепродуктов, импорта более 40 процентов из России, где сейчас высокая цена, бензин АИ-92 стоит более 560 долларов за тонну, – заявляет вице-министр национальной экономики Серик Жумангарин.

 

По его словам, повышение, если оно оправданно, то Министерство энергетики должно решить этот вопрос в скорейшем времени, а именно до Нового года завершить модернизацию НПЗ, а уже после обеспечить Казахстан собственными нефтепродуктами.

 

Он также высказался по повышению цен, что казахстанцы могли наблюдать летом.

– Мы недавно завершили расследование. Несколько крупных компаний, которые занимаются оптово-розничной реализацией ГСМ, наказаны, штрафы наложены.

А это значит, что недобросовестные организации все-таки есть. И не каждая АЗС, видимо, оправданно настолько завышает цену на топливо. Мы же помним случай, когда в нашем городе было оштрафовано ТОО «НПО ЮНА» – как раз по этому случаю. Тогда штраф составил более двух миллионов тенге.

 

В Парламенте по этому вопросу идут жаркие споры, и самый главный вопрос, волнующий всех нас, задал премьер-министр Бакытжан Сагинтаев: «Снизятся ли цены после скачка?» Однако, не услышав более-менее внятного ответа, заявил: «Антимонопольные службы пусть мониторят ситуацию». Что ж, посмотрим, как они будут это делать…

 

Заместитель руководителя управления предпринимательства и промышленности Акмолинской области Досхан Амринов рассказал «ЛГ», что причина всему та, что Павлодарский НПЗ встал на ремонт, а здесь мы не производим нефтепродукты – все идет оттуда.

 

– Планово он будет закрыт до 26 октября. Шымкентский НПЗ только вышел, также был ремонт. Он объем еще не наработал.

 

Сейчас оптовики сами ищут себе пути закупа дизтоплива и АИ-92 и 95, отмечает Досхан Кайратович.

– Это всегда было. Мы же сейчас не регулируем цены на дизтопливо и 92-й. Это все рыночные отношения. Бензин, по сути, такой же товар, как сахар и рис. Такого распределения – на Акмолинскую область – столько бензина, на Мангистаускую – столько – сейчас нет. Все идет напрямую между крупным оптовиком и АЗС. Понимаете, толи в Павлодаре наши закупались, толи в России. Цена доставки увеличивается.

 

Что же касается прогнозов по цене, то Амринов ответил так:

– Как сказал министр энергетики Бозумбаев, к Новому году цена будет стабилизироваться. Какой она будет – вопрос не к нам. Может быть, это значит, что расти не будет.

 

Так что же все-таки будет дальше? Кажется, что ничего хорошего. Так, заместитель генерального директора по операционному управлению АО «НК «КазМунайГаз» Нуркен Мурзагалиев заявил, что прогнозируемая цена с учетом будущего импорта где-то порядка 155-157 тенге за литр АИ-92.

Весело…

Вадим БЕГУН

Фото Влады КНЫШ

Опубликовано: 10.10.2017
Сообщить об ошибке