В сороковой раз

Акмолинский областной русский драматический театр празднует сорокалетие. И в честь юбилея открыл новый сезон межрегиональный фестиваль театров. На сцене в Кокшетау представлена целая плеяда спектаклей - от «Гамлета» до «Джута». Четыре дня шли спектакли от гостей и хозяев. Почему Шекспир, песок и рэп, чем отличилась «Бесприданница» и за что наш театр получил 7 миллионов, читайте ниже.

Вообще Акмолинский русский театр драмы впервые открыл занавес 28 октября 1977 года. В его репертуаре масса постановок мировой, казахской и русской драматургии. И по случаю юбилея был проведен IМежрегиональный фестиваль «Театральная осень». В нем приняли участие сразу несколько гостей. Это государственный академический русский театр драмы им. Горького Астаны, Северо-Казахстанский областной русский драматический театр им. Н. Погодина, Костанайский областной русский драматический театра. Приглашали больше, но в силу недостатка финансирования приехать смогли не все. Представлены были следующие постановки: «Язычники», «Двенадцатая ночь, или Все что угодно», «Джут», «Гамлет», «Бесприданница», «Курица».

 

Оценивать творчество прибыли театральные критики. Это С. Кабдиева, А. Степанова, Н. Игламов. Они отметили, что в Казахстане есть только один регулярный фестиваль –  Центральноазиатский. Региональных в нашей области ранее не было.

 

– Фестиваль первый в нашем регионе, – говорит директор театра БейбитБахтыгереев. – Мы пригласили серьезных критиков. Работы представлены сложные.

В Казахстане около 20 русских  театров. Проблем много – от текучести кадров до  проблем с режиссурой. Фестиваль поможет начать разговор о насущных проблемах в русских театрах, заодно даст импульс развитию в регионе, отметили критики.

 

По классике

Открыли фестиваль с размахом – на сцене в ДК «Кокшетау» была премьера бессмертного произведений Уильяма Шекспира «Гамлет». Как рассказала главный режиссер Ольга Луцива, они давно мечтали о том, чтобы поставить этот спектакль. То, что добрались до Гамлета именно в этом сезоне, скорее совпадение, чем закономерность. В любом случае на постановку такого масштабного произведения ушла масса сил, денег и времени.

 

Ольга Богдановна выступила тут как режиссер-постановщик. Спектакль шел два часа с антрактом. Огромную шекспировскую пьесу пришлось мощно сократить. Конечно, акцент делался на тему времени.

 

Классическое произведение все-таки получило горсть «своего» от труппы театра. Со сцены звучит рок-музыка, например, известные инструментальные композиции группы DeepPurple. Первое, что бросается в глаза – необычные декорации. Это был полукруг из кривых зеркал, оформленный в виде дворцовых стен.

 

На протяжении всего действия декорации не менялись, персонажи постоянно видели свое отражение в зеркалах, будто там могла отразиться их суть. Порой они прятались за зеркалами и вели диалоги оттуда, из черноты.

 

Сцена тоже претерпела интересные изменения, она вся была засыпана песком. Он, как и зеркальные декорации, был не просто фоном, а, пожалуй, почти героем происходящего действия, герои часто сгребали его в горсти, бросали друг в друга.

– Да, на сцене у нас действуют только два предмета: зеркала и песок. Артисты работают на песке, который поглощает все предметы и остается вечен, – говорит Ольга Богдановна.

 

Представлено было девять персонажей, в отличие от классической версии из ряда героев исключен друг Гамлета Горацио. В роли Гамлета указано два актера – Васютин и Тавгень. Роль Гамлета в премьере сыграл Станислав Тавгень, которого все привыкли видеть в совершенно другом амплуа – комедийном. Может ,потому Гамлет у него не рефлексирующий, а эксцентричный, что ли.

Действие текло так, как оно идет в классическом сюжете. Особенно хотелось бы отметить сцену в покоях королевы-матери, по накалу это была одна из самых мощнейших. В роли Гертруды –Людмила Скуратова, обладательница звания «Мәдениетқайраткері».Актриса умело передавала всю гамму эмоций своей героини, вызывая у зрителя мурашки.

 

Также нельзя не сказать о Полонии, которого играл актер Василий Гречанников. Пожалуй, его игру практически в любом спектакле хочется отметить с восхищением. Полоний было именно таким, каков он и есть: низкопоклонствующий льстец. Его реплики неоднократно заставляли зал взрываться смехом, пусть Гамлет и трагедия.

 

Образ Офелии был не совсем типичным. Как правило, обычно при чтении мы представляем ее и ее наряд чуточку иными, но в спектакле нашлось место другому видению. Тут лучше увидеть все самому и оценить для себя.

– Моя Офелия не поддается общепринятым стандартам. Мы решили сделать ее более современной, – рассказала актриса сыгравшая Офелию Оксана Гречанникова.  

 

После спектакля зрители постарались дать свою оценку увиденному, кто-то отметил, что трагическое тут переплелось с экстравагантным. Так, у героев вместо мечей и шпаг были лопатки.Но на то тоже был свой умысел у режиссера.

 

От гостей

Но свои произведения показали и гости. К сожалению, корреспонденты «ЛГ» не смогли присутствовать на всех спектаклях, поэтому отметим некоторые.

Высокой зрительской оценки удостоилась постановка «Джут», которую привезли наши соседи из Петропавловска. К сожалению, едва ли мы еще сможем видеть ее в ближайшее время в Кокшетау. Но те, кому повезло побывать на показе, говорят, что отличным было все – от игры до декораций. Вот только зрители у нас показали себя не везде с лучшей стороны. Подростки умудрились заулюлюкать при сцене, когда показали сцену из спальни.

 

Наш русский театр также вне конкурса поставил еще несколько спектаклей –«Курицу» и «Бесприданницу». Последняя поражает каждый раз, актеры уже «обточили» ее. Остаться равнодушным к пьесе Островского просто невозможно. Особенно отметим игру Карандышева, детально проработанную и полную самоотдачу самой Ларисы, которая играла с настоящими слезами в глазах.

 

Двенадцать

На сцене областной филармонии с успехом прошел спектакль «Двенадцатая ночь, или Что угодно?» от русского театра драмы Костаная, один из представленных на Первом межрегиональном фестивале театров. Отметим, что эта постановка была завершающей.

 

Невозможно не отметить необычность постановки с первых действий акта. На сцене – минимум декораций, представленных клеенчатой материей, собранной в виде занавеса, оказалось, что это пленка для натяжных потолков.  На сцене составлено слово «Иллирия». Буквы этого слова в разных действиях играют свою роль. Они то становятся троном, то табуреткой, то ложем. Интересно и смешно наблюдать за диалогами героев, одетых более чем современно. Так, герцог Орсино выходит в кожаном плаще, напоминающем рокерский наряд. В слугах у него ди-джей с бобинным магнитофоном. Периодически последнийиздает лирические мотивы, вгоняющие герцога в любовную тоску.

 

«Двенадцатая ночь, или Что угодно?» – комедия Уильяма Шекспира в пяти действиях, названная в честь праздника двенадцатой ночи в рождественский сезон. Однако представленная вниманию неискушенного акмолинского зрителя  постановка далека от классической. В первом акте, особенно в начале, спектакль вызывает неоднозначную реакцию и желание назвать все происходящее на сцене «трешем». Однако,погружаясь в действо, постепенно привыкаешь к нововведениям режиссера и начинаешь думать, что так и должно быть.

На протяжении всего спектакля ловишь себя на мысли, что консервативно настроенному зрителю данная постановка может оказаться не по вкусу. Это, собственно и подтвердилось в разговоре с некоторыми зрителями старшего поколения. Зато молодежь оценила ее по достоинству, в ходе двух актов смешные сцены сопровождались смехом молодых людей, занявших места позади. Конечно, в спектакле были отступления от авторского текста. Нашлось место и рэпу в исполнении шута Фесте, и русской народной. Чего стоит только выход с исполнением песни про коня: «Выйду ночью в поле с конём. Ночкой темной тихо пойдём…». Герои умудрились построить шутливый диалог на казахском языке, что так же было оценено зрителями, сопроводивших этот момент бурными овациями.

 

Хочется отметить, что если в первом акте действие только закручивалось, и было больше драматизма, то второй изобиловал комичными ситуациями. Смехом встречали каждую остроумную реплику героев. Шумно реагировали акмолинцы на Мальволио в момент, когда он читал письмо «от Оливии», сие действо сопровождалось выкриками пьяных шутников: дяди графини Оливии и его друга. А выход  в желтых чулках, перевязанных лентой можно считать эпик-фейлом для юмористической постановки. Конечно, комедия подразумевала наличие шуток и смеха, однако история, переложенная на новый лад, зазвучала не только более остро, но и заиграла новыми красками.

 

Что запоминается в костюмах героев – все они дефилируют в кожаных одеяниях. Поначалу это немного режет глаз. Но к концу действа этот факт воспринимается более привычно.

 

Финал?

4 дня наслаждались театралы Кокшетау. 28 октября состоялось закрытие фестиваля и ежегоднаяIV церемония награждения театральной премией «Гвоздь сезона 2016-2017».

От лица Акмолинского областного акимата с поздравительной речью на сцену вышла заместитель главы региона АйнаМусралимова.

– За 40 лет наш театр прошел сложный, но интересный творческий путь становления,– сказала АйнаЕрмековна. – Я помню, когда в 90-х годах город Кокшетау замерзал без тепла, не было света, но наш театр, несмотря на это продолжал работать. Здесь шла постановка пьес при свечах, а зрительский зал всегда был полон. Давайте отдельно поаплодируем этому героическому моменту.

 

В своей поздравительной речи заместитель Акмолинской области отметила все успехи и новые проекты, которые реализовал русский театр драмы за 40 лет. Почтила память основателей и тех, кто стоял у самых истоков зарождения театра. Поблагодарила работников Мельпомены из соседних городов.

 

Как принято, в день рождения положено дарить подарки. Вот и от акима Акмолинской области Малика Мурзалина и от всего регионального акимата АОРДТ был вручен подарочный сертификат на сумму 7млн тенге.

 

После с теплыми поздравительными словами выступили представители управления культуры Акмолинской области, председатели жюри из Москвы, Казани и Алма-Аты, спонсоры и многие другие гости мероприятия.

В IV ежегодной церемонии награждения было представлено более 8 номинаций. Так, актером года по итогам голосования стал артист АОРДТ Андрей Владимиров, в номинации «Актриса года» победила Надежда Слепцова. Приз зрительских симпатий достался молодому Тимуру Валиеву. Лучшим спектаклем была признана караоке-мелодрама «Бесприданница». В номинации «Лучший спектакль для детей» победила сказка Владимира Овчинникова «Летучий корабль». Режиссер театра Ольга Луцива получила награду «За творческий поиск». Победительницей «За вклад в театральное искусство» стала артистка Акмолинскогго областного русского драматического театра Елена Лукьянова. Почетную премию основателя театра им. Я.А.Куклинского было решено отдать старожиле театра, который работает в нем со дня его открытия заведующему осветительным цехом Наилю Шафигуллину.

Татьяна КОНДРАТОВИЧ

Алия БАЙМУКАНОВА

Ульна КАРАНДА

Фото авторов и Влады КНЫШ

Опубликовано: 31.10.2017
Сообщить об ошибке