ПЕРЕКРЕСТОК «ЛГ» Марат Ахметжанов: «Для меня все мои кадры ценные»

В преддверии Дня работников связи и информации в гостях у «ЛГ» побывал видеооператор Марат Ахметжанов, который трудится на местном телевидении. В интервью он рассказал, как снимал на камеру Папу Римского, в чем трудность профессии оператора, а также о том, какой кадр он считает самым ценным.

СПРАВКА «ЛГ»: Родился 4 июля 1970 года в Кокшетау. Почти 20 лет работает видеооператором.

 

– Расскажите, как Вы попали в эту профессию.

– У меня друг – профессиональный фотограф, он меня и затянул в эту профессию. Было это в 2000 году.

– А вообще с детства увлекались фотографией и видеосъемкой?

– Да, раньше в школе было много различных кружков, среди которых был кружок юного фотографа. Там мы, соответственно, занимались фотографиями: проявляли, закрепляли. Также с детства еще любил и рисовать, вернее, срисовывать. Но в то время даже простые карандаши были в дефиците…

– Расскажите об основных трудностях работы видеооператором.

– Это психологически сложная работа, ведь у нас много как веселых моментов, так и трагических. Например, с утра мы можем снимать чей-нибудь день рождения, а через полчаса – убийство. Можем выйти из подвала и пойти в акимат…

– Благодаря профессии Вам, наверное, удалось много где побывать и много чего на себе испытать?

– Это так. Например, еще в 1998 году у меня была возможность пролететь надо Боровым на мотоплане. Но я не сел – тогда была большая камера. Боялся не столько за себя, сколько за эту камеру – она дороже жизни стоила (смеется).

         – А чем Вас можно удивить?

– Начну издалека. В 2001 году я уехал в Степногорск. Тогда была возможность уехать и в Астану, но там жилье не предоставляли. По пути я уже хотел слезть с автобуса – ехали мы туда шесть часов. Тогда взял две китайские сумки и на голом энтузиазме поехал. Мне сразу этот город понравился. Так вот, в Степногорске есть городское телевидение, там я и работал. Однажды из Internews туда приехал оператор, и у него была такая камера, которая меня поразила. Я до сих пор таких не вижу, креплений даже таких нет.

– Расскажите о смешных случаях во время работы!

– Смешных случаев полно! У нас работа командная – мы ходим на мероприятия с журналистом. Водитель тоже у нас в команде. Часто он торопится, снимаем на ходу. Это очень весело! А еще мы с журналистами смотрим друг на друга влюбленными глазами – со стороны, наверное, смешно выглядит…

Бывает, выезжаешь, а аккумулятор к камере или кассету забываешь взять. Возвращаешься на полпути. А самый курьезные случаи за все время работы на телевидении – это мои падения (смеется). Один раз я оступился на пожарных учениях. Очень испугался! А второй раз упал недавно во время посевной с сеялки. Оказывается, колесо там немного на воздухе висит, я на него наступил и упал.

– Психологически это сложная работа. Получается, что и физически тоже?

– Конечно, здесь нужна выдержка и нервы. На заявках стоишь по 2-3 часа – идет нагрузка на позвоночник. Мест практически никогда не бывает, все они заняты. Выдержит не каждый, но мне работа в кайф! Взять местный дом культуры. Мы там уже каждый угол знаем, но каждый раз хочется ракурс поинтересней поймать.

– Интересно, бывают ли у вас так называемые постановочные кадры?

– Часто снимаем зрителей, а они очень разные. Бывает, сидят в сотовых телефонах, не слушают и не смотрят концерт, смеются. Иногда даже не можем видеоряд нормальный набрать. Приходится просить, что они на камеру поработали. Говорим, мол, посмотрите в камеру внимательно секунд десять. Если смешное что-то идет, просим поулыбаться, если печальное – то задуматься. Просим похлопать. Люди сейчас даже аплодисменты с трудом делают.

– Видеосъемка – это искусство? Или любой человек при желании может научиться снимать?

– Сейчас в любом магазине можно приобрести камеру. Если человек ее купил, то сразу начинает считать себя видеооператором. Я думаю, что это не так. Для меня, например, любая съемка каждый раз как первая, хоть в тот же дом культуры идем – всякий раз переживаю и волнуюсь. Но научиться, конечно, можно – на своих картинках. Смотреть на них, анализировать и делать выводы. Но все же нужна подсказка со стороны профессионала, хоть один мастер-класс.

– Можно ли хороший репортаж снять на телефон?

– Сейчас снимает и трехлетний, и пятилетний ребенок. Это легкодоступно. Взять десять человек и сказать им сфотографировать стол – у каждого будет разная картинка. Сто процентов, только одна будет нормальная.

 

– Чему вы посвящаете свободное время?

– У меня его почти нет. Суббота-воскресенье – на работе, праздничные дни тоже.

– Можно сказать, что работа полностью проникла в вашу жизнь?

– У операторов угол зрения немного другой, чем у обычного человека. Если я иду по улице, еду в автобусе или нахожусь в гостях, то в голове крутится мысль, как эту обстановку лучше сфотографировать, или куда лучше камеру поставить. Когда ко мне домой приходят гости, я с ними не сижу, а наблюдаю за ними со стороны (смеется). Так что так сказать, действительно, можно.

– Расскажите о самом сложном дне съемок.

– Это когда нужно две передачи снимать в один день. И желательно за короткое время уложиться.

– Кого снимать было наиболее волнительно?

– Естественно, руководство области, или чиновников из Астаны. Естественно, Президента Назарбаева. В 2003 году снимал Папу Римского, когда он приезжал в Астану. Очень сильно волновался. Тогда еще второй оператор сказал, что второй аккумулятор закинул в сумку, я ему доверился, не стал проверять, а оказалось, что его там нет. Конец его визита снять не получилось – единственный аккумулятор сел.

– Кого еще снимали?

– Нашу казахстанскую эстраду. Розу Рымбаеву, Розу Багланову, «МузАрт» и других. Все они такие простые люди, оказывается…

– Самый ценный кадр.

– Для меня они все ценные.

– Сами никогда не хотели быть в кадре?

– Нет. Если я буду в кадре, тогда кто снимать будет? (смеется).

– Самое красивое место, которое было в объективе вашей камеры.

– Боровое. Вообще у нас много красивых мест, просто лишнюю грязь не нужно брать в объектив. А грязи везде хватает...

– Много раз снимали Боровое?

– Много, но его невозможно снять за один раз.

– Что пожелаете коллегам в преддверии профессионального праздника?

– Острого пера, хорошей картинки, творческих успехов. Естественно, здоровья. Быть солидарными друг с другом – чтоб не лезли в кадр. Бывает и такое! А министра ведь ты уже не заставишь второй раз пройти.

Ахметжанов

«Перекресток» подготовили:

Вадим БЕГУН

Алия БАЙМУКАНОВА

Любовь ПИСТОВНИКОВА

Ульяна КАРАНДА

Фото из архива героя

Опубликовано: 28.06.2018
Сообщить об ошибке