Валентина Стогний: «Я могла танцевать по десять часов в сутки»

Наша героиня – известный в Кокшетау хореограф Валентина Владимировна Стогний. Недавно она ездила с народным ансамблем танца «Сувенир» в Москву на престижный конкурс-фестиваль «Академия звезд», где наши юные артистки заняли два призовых места.

Краткая биография:

Родилась в 1961 году в целинном совхозе «Симферопольский» Кокчетавской области (ныне с. Абай Зерендинского района). Окончила СШ№3.

– Расскажите немного о своих родителях.  

– Они познакомились здесь на целине, приехав по комсомольским путевкам. Мама дагестанка, родом из Ферганы (Узбекистан), а папа – с Украины. Я считаю себя украинкой. Была там, жила, есть родственники в этой стране. Нет, меня не тянет туда жить, потому что  я не совсем украинка по внешнему виду, хотя и похожа на отца. 

– Вы давно окончили школу. Общаетесь ли до сих пор  с одноклассниками?

– Встречаемся, поддерживаем связь. У нас был очень дружный класс 8 «В».

– Какие предметы нравились в школе?

– В школе я любила все предметы. Училась всегда с удовольствием, была ударницей.

– Как Вы относитесь к тому, что современные дети не очень любят учиться, ищут причину пропустить занятия в школе, радуются, когда отменяют уроки из-за морозов?

– Им не учиться не нравится. Я думаю, что им не нравится атмосфера, в которую они окунаются. В школе атмосфера очень сложная. Вожу внучку в школу и когда прихожу в школьный двор, там каждый сам по себе. Дети очень погружены сами в себя. Почему-то я не чувствую себя там комфортно. Это не в одной школе так…

– Чем увлекались в школьном возрасте?

– Я почти всем занималась и интересовалась. Собирала открытки, марки, ходила на баскетбол, но туда меня не затянуло, посещала занятия по бальным танцам – такая же история. А когда пришла на танцевальный кружок в Дом пионеров, он меня привлек. И ходила я туда потом еще достаточно долго.

– Куда пошли учиться после получения аттестата?

– Я отправилась в Челябинск, поступила в колледж культуры. Там получила образование.

– А кем хотели быть в детстве?

– Ой, я хотела быть и воспитателем, и музыкальным работником, и медсестрой… Потом ходила в ансамбль танца. Мне очень нравилось танцевать, будто крылья вырастали. И я стала хотеть руководить танцевальным коллективом как Леонид Васильевич Ваев.  Он основал ансамбль «Улыбка» в ДК приборостроительного завода.

– Кроме него еще были интересные и талантливые руководители?

– После Ваева приехал сюда работать Анатолий Николаевич Мстиславский… Он принял у Ваева коллектив, а Леонид Васильевич пошел работать с «Улыбкой». Тогда этот ансамбль был очень перспективный.

– Кто вложил в Вас больше?

– Я получила очень много у Анатолия Николаевича в профессиональном плане. Тогда я могла танцевать по десять часов в сутки. И я не уставала – такое было ощущение, словно я не чувствую усталости.

– Можно ли занимаясь танцем, но не посвящая себя спорту, худеть или хотя бы не набирать вес?

– Насчет худеть – не знаю, но держать себя в форме можно вполне. Спорта в этом нет, потому что спорт, на мой взгляд, это достижение  супервозможностей, это преодоление самого себя: все выше и выше. А танец – ты просто делаешь то, что тебе нравится. Ты можешь это делать бесконечно долго. Конечно, если есть выносливость, ведь для этого требуются физические усилия.

– Чем Вам лично нравится танец?

– Я с детства ношу очки и в спорте мне места нет – зрение плохое, а в танце мне это не мешает. Танцую я без очков, кстати. Благодаря этому, я не привыкла к очкам так сильно, как многие, которые всегда в очках. У меня есть примеры, когда на занятия приходят девочки, носящие постоянно очки, и когда они их снимают, то начинают хуже не только видеть, но и слышать. Да и вообще становятся растерянными, плохо ориентируются, хотя зрение относительно нормальное – минус два. Это даже похоже на самовнушение. Но меня танец создал как человека, как личность. Через преодоление трудностей я самоутверждалась. Не получается – добьюсь, не умела – научусь, то есть Я МОГУ! Я могу добиться всего, чего я хочу.

– Мы остановились на том, что Вы отправились в Челябинск…

– Да, туда я поехала с подачи Анатолия Николаевича. Это было в 1970 году. Тогда это учебное заведение называлось Челябинское областное культпросветучилище. Но я ехала поступать в институт, а в институте очень большой конкурс, который я не прошла. И девчонки мне посоветовали: поступай в училище, ты ничего не потеряешь. Закончишь и потом можешь поступать в институт. 

– Почему не стали учиться здесь?

– В Кокчетаве тогда не было подобного училища. А в Казахстане – насчет этого у меня не было информации, где именно есть такое заведение. Я взяла справочник для поступающих  в учебные заведения и посмотрела. Ближайший ко мне был Челябинск. Да и Анатолий Николаевич посоветовал: поступай туда, там хорошая школа, есть театр оперы и балета, там есть музей и много чего еще. Кроме того, там была хорошая база.   И когда мне было 20 лет, я уехала в Челябинск учиться.

–  Вы жили в общежитии?

– Да, оно находилось в 15 минутах ходьбы от училища. Занимались мы с 8 утра до 8 вечера. Самозабвенно занимались, поэтично и позитивно. Но перспектива

– А кто был для вас тогда авторитетом в этой области?

– Игорь Александрович Моисеев! Это великий хореограф, балетмейстер, артист балета, а также художественный руководитель Государственного академического ансамбля народного танца.

– После получения диплома куда отправились?

– Приехала сюда работать руководителем танцевального коллектива. В «корочке» было написано «руководитель самодеятельного танцевального ансамбля» и «клубный работник».

– Где начала трудовую деятельность после получения образования?

– Поработала в «Сувенире». Потом жилищный вопрос подтолкнул переехать с семьей в Туркменистан, где мы получили квартиру и место в детском саду. Мы стали жить в поселке при строящемся нефтеперерабатывающем заводе. Это был перспективный поселок.

– Не страшно было переезжать так далеко?

– Нет, было нестрашно. Я никогда не боюсь куда-то ехать, наверно авантюрная личность (смеется). Наверно время было другое, да и люди тоже. Например, когда я ехала в поезде в Челябинск, город-миллионер, познакомилась с женщиной. Она сказала, куда ты на ночь глядя пойдешь? Пойдем, у меня переночуешь, а утром пойдешь в свой институт...

– Переехав в поселок, чем занимались?

– Работала! Всю жизнь я работала хореографом. И в поселке работала, и когда сюда вернулась, занималась хореографией.

– Вы посвятили себя работе с детьми. Почему?

– Всегда считала, что у меня не было особой любви к детям. Да и характер такой, достаточно твердый, даже жестковатый для работы с детьми. Я всегда говорила, что буду работать только со взрослым коллективом. Во-первых, это другой профессиональный уровень, во-вторых, возможность быстрого профессионального роста. При этом я 25 лет проработала с детьми! Когда работала в колледже культуры, детям рассказывала, что, получив диплом культпросветучилище, была уверена – никогда не буду преподавать в училище и никогда не буду работать с детьми! В итоге, я работала с детьми, поскольку в Нефтезаводске (ныне город Сейди. – Прим. автора) было некого учить, кроме детей. Там была одна средняя школа и выбора не оставалось. У меня была студия в триста человек. Конкурентов нет, пойти некуда. Тогда поселок этот только строился. Дети с удовольствием приходили на занятия. От них была шикарная отдача, горели глаза. Они все хотели и могли.  

– Выступления проходили на ура?

– Когда был первый концерт, в котором принимали участие мои мальчики и девочки, учителя, которые сидели в зале, ахнули. Они сказали: «Двоечников со всей школы собрала и вывела на сцену! Мы за семь лет учебы в школе не видели их в черных брюках и белых рубашках. А тут они в туфлях, приглаженные и с девочками танцуют полонез!» Они были удивлены. На самом деле, не знаю, как мне это удалось, но мальчишки ходили и занимались достаточно долго – года 3-4 еще. Потом даже их мамы отмечали, что благодаря занятиям танцами их дети стали лучше учиться. Перестали пропускать школу. Даже стали шантажировать мальчишек, что если они не сделают что-то по дому, их не пустят на танцы. Мне нравилось с ними работать, а им нравилось со мной общаться.

– Вы говорили, что муж переехал с Вами, а чем он занимается сейчас?

– Мы недолго вместе прожили, но в Туркмению уезжали вместе. Потом он вернулся домой, а я осталась там с детьми.

– Как Вы относитесь к интернациональным бракам?

– Я сама из такой семьи, у меня был интернациональный брак. Мой дядя женился на татарке. У бабушки было девять детей, они все переженились кто на ком.  

– Расскажите подробно о конкурсе, который недавно прошел  в Москве.

– Фестиваль этот проходил с 12 по 15 января в гостинице «Космос», там имеется достаточно большая сцена. Девочки сначала даже испугались, увидев ее. Народный ансамбль танца «Сувенир» ДК «Кокшетау» поехал туда по приглашению, которое мы получили еще в конце прошлого года. Мы стали лауреатами II степени «Народный танец» (10-12 лет) и дипломантами I степени IV Международном конкурсе-фестивале искусств «Академия звезд».

– Что можете пожелать девочкам, грезящим о карьере танцовщицы, мечтающим стать звездами?

– Хочу в качестве примера привести ситуацию, которая была на конкурсе в Москве. Свежая, так сказать, история. Девочки средней группы (10-12 лет) стали лауреатами, и их номер взяли в гала-концерт.

Какая у них была нагрузка? В  14 часов – репетиция на сцене, в 15 часов начался конкурс, в 17 часов – мастер-класс по классическому танцу, а в 19 часов начался гала-концерт.  Четыре выступления на протяжении восьми часов. То есть, дети не могли расслабиться, не могли отойти куда-то далеко, они не могли побегать, поиграть, потому что были в костюмах. Покушать тоже не было возможности, так как если какой-то коллектив не пришел, нужно быть готовым выйти  на сцену. Готовность была номер один! Это сложно. А девочки были с 7 лет. Им было особенно тяжело. Там были и слезы, и даже рыдания, потому что ребенок есть ребенок. Единственное, что им было позволено – попить воды. Захотели кушать – вот вам по две сушки, запейте водичкой и на сцену.

Если девочки готовы к такому выходу на сцену – пожалуйста, становитесь артистками!  Но в любое дело следует погружаться полностью, ему надо посвящать все свое свободное время. Ты можешь быть артистом до тех пор, пока для тебя это важно!

«Перекресток» подготовила

Алия БАЙМУКАНОВА

Фото Медета МАЖИНОВА

Фото автора

Опубликовано: 07.02.2019
Сообщить об ошибке