Алия ИМАНОВА: «Учитель должен соответствовать своему званию»

Сегодня у нас на «Перекрестке» заместитель директора по учебно-методической работе в Акмолинском филиале АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» Алия Иманова.

Краткая биография:

Родилась 7 октября 1963 г. в селе Червонном (Куйбышевского района СКО).

В 1986 г. окончила Кокчетавский  педагогический институт им. Ш. Уалиханова, получив специальность «учитель математики и физики».

В 2012 г. окончила магистратуру в КУАМ. С 2015 года докторант Международного университета Кыргызстана.

 

– Алия Нагметовна, кто Ваши родители?

– Они простые люди. Родители придавали огромное значение образованию. Нас было шесть детей в семье, все получили образование. Наверно в большей части благодаря тому, что в доме царил культ знания. Родители всегда интересовались, кто кем хочет стать, это обсуждалось, корректировалось. Они в большей степени видели меня бухгалтером или экономистом. Но сейчас я понимаю, что была бы плохим бухгалтером. Это не мое. А педагогика – то, чему я с удовольствием занимаюсь. Я более творческий человек, чем это требуется для выполнения стандартных операций.

В семье мы часто рассуждаем, анализируем разные ситуации и пришли к выводу, что умение найти общий язык с людьми, быть сдержанным и коммуникабельным – это у нас от мамы. А способности к точным наукам – от отца.

– Расскажите немного о том, где Вы родились.

– Я родилась в селе Червонное Кокчетавской области. В селе жили люди, приехавшие на целину из разных уголков Советского Союза. Закончила там среднюю школу, она считалась сильной. Учителя школы были очень хорошими специалистами, давали нам прочные знания. Как-то наша школа даже выиграла конкурс среди сельских школ и была признана лучшей в Кокчетавской области. Окончила ее в 1980 году.  А потом поступила в наш педагогический институт на физмат. До сих пор с огромной благодарностью вспоминаю преподавателей, которые меня учили, это были настоящие профессионалы своего дела.

– Сейчас можете решить какую-нибудь сложную задачу?

– Думаю, что да, так как помогаю школьникам в подготовке к ЕНТ,  иногда  решаю задачи студентам ВУЗов.

– Расскажите об учителе вашей школы, который повлиял на выбор профессии.

– У меня был хороший учитель математики – Нина Степановна Белик. Сейчас она уже на пенсии. Это  достаточно сдержанный, дорожелательный человек. Что подкупало – очень уважительно относилась к личности каждого ребенка. Как к взрослым людям.

– Многим интересно знать, кому чаще всего повышаете квалификацию. В чем заключается именно Ваша работа?

– Наш институт является филиалом акционерного общества «Национальный Центр повышения квалификации  «Өрлеу», которому в прошлом году исполнилось пять лет. Мы повышаем квалификацию педагогических работников по актуальным направлениям развития образования. Сейчас это  переход на обновленное содержание образования. Поэтому основной процент курсов – по переходу на обновленое содержание образования по всем предметам: от начальной школы до предметов старшей ступени. Учителя изучают новые образовательные  программы, новую  систему оценивания, новые подходы в обучении. С переходом на новые общеобразовательные стандарты, у нас вводится курс – «Краеведение»,  немного изменился предмет «Начальная военная подготовка». Отныне он называется «Начальная военно-технологическая подготовка».

– Кто к вам чаще всего обращается и кто может прийти?

– Учителя школ, дошкольных организаций, колледжей.  В прошлом году мы провели курсы и обучающие семинары по новым образовательным программам для группы преподавателей КГУ им. Ш. Уалиханова и университета им. А.Мырзахметова.  

– А в чем заключается именно Ваша работа?

– Моя работа как заместителя директора по УМР заключается в координации учебно-методической деятельности, организации не только курсов, но и межкурсовой работы.  У педагогов очень большой межкурсовой период – пять лет. Поэтому по окончании курсов педагоги продолжают взаимодействовать с нами. Мы проводим для них  консультации, методические  семинары, научные конференции и круглые столы. В то же время, наши преподаватели выезжают в районы с «методическими десантами», где посещают уроки, оказывают  поддержку по внедрению обновленного содержания образования.

– А что Вы думаете  о современном образовании в целом?

– Время меняется, меняются и требования к образованию. Сейчас мы должны подготовить  самостоятельного человека, который будет способен быстро адаптироваться в современном мире. Если мы научим его самого добывать знания, критически мыслить, иметь собственное мнение и решать проблемные вопросы, то завтра ему будет легче ориентироваться во взрослом мире.

– Кто пишет и утверждает эти программы?

– Разработчик учебных программ обновленного содержания общего среднего образования – Центр образовательных программ АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы».

– В связи с этим вопрос: между средней школой и НИШ буквально пропасть. Выпускники общеобразовательных учебных заведений выдают не такие впечатляющие результаты…

– На сегодняшний день Назарбаев Интеллектуальных школ по Казахстану двадцать. Они работают уже десять лет. В первый год открылось шесть школ, в том числе, наша кокшетауская. Эти школы накопили большой практический опыт. Президент в своем Послании говорил, что настало время, когда накопленный опыт интеллектуальных школ, нужно передавать школам Казахстана. Что они транслируют?  Когда речь идет об образовании в целом, мы задаемся тремя основными вопросами: Кого учить? Чему учить? Как учить? Так вот, педагоги НИШ делятся опытом в плане как учить. Транслируют новые подходы к обучению, в частности, использование активных методов обучения, способов дифференциации, позволяющих удовлетворить образовательные потребности всех учеников, а также новый подход к оцениванию учеников. Мы уверены, что обучение и оценивание по-новому позволит нашим ученикам не только освоить программу, но и развить навыки, необходимые современному человеку.    

– Что думаете о зарубежном образовании, о тамошних вузах? Стоит ли ехать учиться заграницу? 

– За рубежом я не училась, но когда мы были на тренерских курсах, нас обучали преподаватели Кембриджского университета. Мы у них многому научились, я лично у своих тренеров-англичан многое для себя взяла. Например, умению работать с аудиторией, всегда с улыбкой на лице, сопереживая собеседнику или группе. 

Мне кажется, что зарубежное образование  интересно хотя бы тем, что дает представление, а как у других? Каким образом у них это построено? Какую идею можно взять оттуда? Сегодня наша вузовская система не лучшая в мире. Поэтому я приветствую, когда выпускники казахстанских школ едут учиться за границу и получают там качественное образование. Почему нет?

–  Алия Нагметовна, как у преподавателя по математике давно хотела спросить: когда же мне в жизни наконец пригодятся синусы и косинусы?

– Ну да, этот вопрос многие задают!(смеясь). Все почему? Потому что в нашем образовании присутствует большая доля академизма. Очень много теории даем, которая на самом деле никак не связана с жизнью. Хотя косинусы и синусы можно было связать с зависимостями между различными величинами, которые присутствуют в различных сферах нашей жизни, например, в медицине, архитектуре и т.д. Но так как  учитель не сделал этого в свое время, то  у вас периодически возникает вопрос, где и когда эти знания пригодятся. Возможно, по этой причине многие наши школьники функционально неграмотны. И нам сейчас говорят: упростите содержание учебных программ, добавьте больше практики и исследований.

– Разве не образ учителя создает первые предпосылки для ученика полюбить или возненавидеть какой-либо предмет?

– Конечно, учитель является главным фактором успешного овладения предметом. Учитель с его компетенциями. Это, прежде всего, его личные качества, его внешний вид, уверенность, манера поведения, умение общаться и отношение к ученикам. И, естественно, профессиональные его навыки.

Да, роль учителя трудно переоценить, и современное образование направлено на то, чтобы активных, любознательных, с искоркой детей было больше.  Поэтому учитель должен соответствовать своему званию.

–  А пример можете привести из своей профессиональной деятельности?

– Я вела математику у школьницы, чья мама была моей коллегой. У девочки особых способностей к точным наукам не было, но в тоже время, она была очень старательная, терпеливая и целеустремленная. В ее классе было много сильных и мотивированных учеников, можно сказать, что среди детей  была здоровая конкуренция. И эта девочка тянулась за остальными. Потом, спустя годы, узнала, что я для нее была авторитетом, она испытывала ко мне доверие и уважение,  и поэтому старалась учиться лучше. Очень много времени занималась математикой, чтобы преуспеть в этом.  Позже она окончила экономический вуз, сейчас работает главным бухгалтером в большой строительной компании. При встрече эта девушка мне призналась, что я повлияла на выбор ее профессии. И я очень рада, что она стала хорошим специалистом.

– Чем занимаетесь в свободное время?

– Читаю, в основном, научно-популярную литературу. Сегодня для меня актуальны знания психологической  науки, также хочется быть компетентной в  цифровых технологиях.

 

 «Перекресток» подготовила

Алия БАЙМУКАНОВА

Фото Медета МАЖИНОВА

 

Опубликовано: 19.03.2019
Сообщить об ошибке