Перекресток «ЛГ». Арайлым Билялова: «…с детства я вела пацанский образ жизни…»

Недавно управлять кокшетауским вокзалом была назначена Арайлым Билялова, проработавшая много лет в аппарате АО «Вокзал-Сервис» в Астане. О том, понимает ли она речь диктора, не устает ли от запаха вокзала и чем жители провинции отличаются от столичных, она рассказала нам в интервью.

 

Родилась в селе Заградовка Есильского района Северо-Казахстанской области. Там же окончила школу. Затем приехала в Кокшетау и поступила КГУ им. Ш. Уалиханова на кафедру строительства и горного дела. Окончила с красным дипломом. Работала год в вузе, затем отправилась покорять столицу.

 

Замужем. Старшей дочери 4 года, младшей – 3 месяца.

 

Почему выбрали такое не близкое девушке направление в образовании?

– Вся молодежь шла на экономический факультет, а я задумывалась о своем будущем и хотела получить профессию, с которой всегда найду работу. И не жалею. Технические специальности тогда как раз были востребованы. Отработав год на своей кафедре, отправилась потом в Астану, как и поступали многие ребята. Там два года набиралась опыта в строительной компании. Затем устроилась в АО «Вокзал-Сервис» (Северный Региональный участок) ведущим инженером по капитальному ремонту. Эта деятельность была схожа с моим первым образованием, но заочно решила поступить также по железнодорожной специальности.

 

Выходит, Вам ближе мужской склад ума?

– Да, с детства я вела пацанский образ жизни, традиционные дворовые игры любила. Среди друзей – одни ребята. К гуманитарным направлениям меня не тянуло абсолютно. И судьба, можно сказать, случайно завела меня на железную дорогу. Вот уже 10 лет с ней неразлучна. После работы на участке АО «Вокзал-Сервис» меня перевели в центральный аппарат.

 

Как отнеслись к предложению переехать из столицы в провинцию?

– Во-первых, здесь моя Родина, тут мои родители живут. В этом городе училась, все родное. К тому же, на кокшетауский вокзал приезжала не один раз с проверкой, поэтому в знакомую сферу переходила. Хотя на самом вокзале не работала никогда, деятельность его мне известна. Но сейчас гораздо интереснее: то ли иметь дело с теорией, спускать приказы – в основном бумажная волокита, то ли непосредственно заниматься на месте – контактируешь с людьми, сталкиваешься с ситуациями.

 

Когда переступила 30-летний рубеж, стала переживать за родителей, родных, ведь нужно быть к ним ближе. Да и друзья мои здесь. Поэтому у меня даже не возникает мысли, что это провинция.

 

Заступив на должность, уже по-другому взглянули на город, объекты? Оценивающе?

– Было, не без этого. До сих пор сравниваю в каких-то моментах. Иногда родным говорю: «В Астане так, здесь вот так». Особенно в сфере услуг сталкиваюсь с различиями. Если заказываешь какую-то услугу, то получаешь определенное предложение. И если оно не устраивает, то церемониться никто не будет: нравится – бери, не нравится – иди. Привыкли, что клиенты согласятся за неимением альтернативы. В Астане же тебя встретят при входе, угостят чаем, переберут массу вариантов, чтобы угодить. Потому что есть конкуренция, и это хорошо. Там нормально, чтобы с тебя пылинки сдували. А тут я удивляюсь отношению, люди недобрые стали, что ли? Отвечают резко, грубовато. Причем с хамством сталкиваешься здесь довольно часто.

 

Менталитет населения отличается?

– Да, заметно. Там он более южный, поскольку много жителей переехали из южных регионов. К примеру, идешь куда-то, и сразу спрашивают твой ру (род). Здесь такое редко встречается. Также в Астане нельзя разговаривать на русском, иначе сделают замечание пожилые люди. Тут население более обрусевшее, позволю себе так сказать.

 

Вспомните свое первое впечатление о вокзале: что хотели бы у нас изменить?

– Я понимала, что в дизайне что-то поменять сложно, это можно сделать только при реконструкции. К тому же, я понимала суть: все упирается в средства, а сейчас реализуются антикризисные мероприятия. Главное, я хотела привести в порядок все, что тут есть. Важно, чтобы было чисто, аккуратно, сервисное обслуживание пассажиров отвечало требованиям. Работаю для этого с дежурными, кассирами, хотя они и в другом подчинении, а у нас – в оперативном. Мы к ним часто ходим, узнаем ситуацию. Это то, что мы можем наладить собственными силами, не привлекая дополнительных средств. Если же будет финансирование, то сделаем конфетку из вокзала хоть завтра (смеется).

 

Какие цели поставили на ближайшее время?

– Поскольку в 2017 году планируется проведение выставки «Экспо 2017», наш вокзал должен был подлежать капитальному ремонту – эскизный проект уже есть. Реконструкция планировалась за счет республиканского бюджета. Но из-за антикризисных мероприятий все приостановили. Поэтому мы для себя обозначили работы для проведения косметического ремонта, улучшения эстетического вида собственными средствами и силами коллектива.

 

А в Кокшетау прибытие делегаций во время «ЭКСПО» ожидается?

– Пока нам как таковой план мероприятий не спускали. Думаю, ближе к тому времени станет ясно. Но сейчас трижды в неделю наши дежурные проходят курсы обучения английскому, чтобы суметь приветствовать и обслужить пассажиров на трех языках, хотя бы используя элементарные фразы.

 

Руководить вокзалом Вы пришли после мужчины, причем много лет занимавшего этот пост, к которому привыкли. Не сталкивались с трудностями управления как женщина, проявлением гендерного неравенства?

– Сложно не было. Мой предшественник – Серик Уаисович (Сулейменов. – Прим. авт.) – очень уважаемый в городе человек. Свое почтение ему высказывали многие даже мне. Он Почетный железнодорожник. Будем стараться соответствовать тому же уровню. Как говорится, служу железной дороге, поэтому, думаю, хуже не будем.

 

Как думаете, женщина должна во всем слушаться мужчину, в том числе в коллективе?

– Слушаться – громко сказано. Думаю, это слово совсем не подходит сюда. Дома нужно прислушиваться к супругу. В коллективе, если я руководитель, должна давать поручения подчиненным. У нас сейчас не патриархат, и не матриархат. У нас среднее равенство.

 

Бывает, что клиенты или сотрудники приходят к Вам со своим спором. Как поступаете тогда?

– Да, разные ситуации случаются, ни один коллектив не застрахован от них. Два месяца тут работаю, всякое бывало, в таких случаях стараемся на месте разрешить конфликт. И работаем над тем, чтобы впредь подобное не допускать. Руководствуясь принципом, что сор из избы выносить нельзя, до вышестоящего начальства стараемся их не доводить, а разбираться самостоятельно. Благо, все у нас друг с другом ладят.

 

Как поступаете, если не знаете ответа на заданный вопрос, или не в курсе темы, которую нужно прокомментировать?

– Все говорят: «Вот молодая пришла на вокзал». Да, я много чего не знала и вокзальную работу раньше не вела. Но я учусь, чтобы владеть темой. А для того, чтобы быть в курсе, сейчас у меня на столе лежит инструкция по техническому процессу вокзала, которую досконально изучаю. Смотрю, как должен поступать дежурный, как должны работать билетные кассы, как нам нужно правильно обслуживать пассажиров. Черпаю знания из приказов, постановлений. Все постигается со временем, главное иметь желание учиться.

 

Вам не надоедает запах вокзалов?

– Наверное, он есть, но я его не различаю. Мне кажется, что он такой же, как везде.

 

И эта суетливая обстановка тоже не утомляет?

– Я такой человек, который не выносит одиночества. Люблю движение. И эта аура железной дороги мне по душе.

 

А согласились ли бы переночевать здесь в комнате отдыха?

– Между прочим, я тут однажды ночевала. Она в аренде у частников. Особо указывать им не можем, но держим их работу во внимании, хотя бы касательно соблюдения санитарных норм, пожарной безопасности. В целом, эта гостиница неплохая, все необходимое есть, каждый может выбрать условия проживания по своим средствам. Кстати, у нас есть комната матери и ребенка. Она предоставляется мамочкам с детьми бесплатно. Там все оборудовано.

 

В народе вокзал считается местом опасным, криминальным, где обитают путаны, аферисты, хулиганы, люди, сдающие квартиры…

– Знаете, у нас город спокойный. Даже приезжавшая из Астаны комиссия удивлялась. Пассажиропоток небольшой, поэтому таких моментов не наблюдается. Я ни разу не слышала, чтобы тут предлагали сдать квартиру, или интимные услуги – ни разу не столкнулась, хотя специально хожу, причем пока не в форме, чтобы понаблюдать за обстановкой, послушать отзывы. Хочется от народа узнавать, чего не хватает, где что нужно сделать, доработать.

 

И уже есть какие-то вопросы, которыми занялись?

– Вот мне говорили, что нужна аптека. И хотя у нас все есть для сервисного обслуживания пассажиров, все же занялись проработкой этого пожелания. Место для установки киоска выделим, ведем переговоры с предпринимателями, которые бы согласились открыть тут аптечный пункт.

 

Многим интересно, понимают ли сами сотрудники речь диктора. Вы разбираете, что говорится?

– Да. Но для некоторых, видимо, не совсем понятно. Это просто динамики слабоваты, мы сейчас как раз ведем работу по их замене. Ждем поступления новых.

 

Какая начальник вокзала дома?

– Дома я жена и мама, но, как и в работе, не позволяю себе слабинку. У нас двое маленьких детей: старшей дочери 4 года, ее хотим устроить тут в детский сад, младшей – 3 месяца. Все удивлялись, что я так рано вышла на работу. Просто у меня есть люди, на которых можно положиться. Мама сейчас на пенсии и помогает в уходе за девочками. Супруг, Дархан, тоже работает – так совпало, что ему как раз тоже предложили место в Кокшетау. Он отсюда, как и я. Мы трудимся ради будущего своих детей. Что касается их воспитания, то даже с малышками я более строгая, чередую метод кнута и пряника. Хотя со старшей дочерью у нас большая любовь, жить друг без друга не можем – несмотря на свою строгость, каждый вечер я позволяю себе около часа «обнимашки».

 

Как хозяйка планируете семейный бюджет? Есть секреты, на чем можно сэкономить?

– Да, в основном распределение бюджета лежит на мне, но Дархан – это моя опора. Абсолютно во всем я могу на него положиться. В то же время он может поручить мне какие-то дела, если сам занят. Главное – мы сплочены, мы вместе.

 

Рашида МУХАМЕТКАЛИЕВА

Татьяна КОНДРАТОВИЧ

Самат КАРИМОВ

Илья ШАКИРОВ

Любовь ПИСТОВНИКОВА

Айя КАЛЯГИНА

Вадим БЕГУН

Фото Влады КНЫШ

Опубликовано: 17.08.2016
Сообщить об ошибке