Приключения кокшетауцев в автобусах

Внимательные читатели знают, что мы довольно часто пишем о состоянии городского маршрутного транспорта. Однако время от времени слышим в свой адрес, мол, пишите больше. На этот раз решили организовать не совсем обычный рейд. В свою команду пригласили небольшой руководителя ассоциации «Пассажирские перевозки» Рустема Калишева. Что из этого вышло, читайте дальше.

 

Это история о том, как корреспонденты «ЛГ» вместе с Рустемом Калишевым в тридцатиградусную жару катались в душных автобусах и выбивали пыль из старых сидений. Конечно же, не просто так, а по многочисленным просьбам наших читателей. У них была возможность задавать свои вопросы прямо online, на нашей странице в «Инстаграм».

 

Кстати, в минувший четверг у г-на Калишева был день рождения, но он нашел время, чтобы поработать с нами и пересесть со своего джипа на ПАЗ.

 

Встретились мы с ним на остановке «Рынок» и, не договариваясь, заскочили в первый же попавшийся автобус, который следовал маршрутом номер 10. Салон показался чистым.

 

– С учетом того, сколько лет этому автобусу, выглядит он неплохо, ведь у того транспорта, который курсирует по городу, год за три идет. Износ очень большой, примерно 350 дней в году, – говорит Рустем Серикович.

 

Пока мы ехали, поступил первый вопрос от читателей: «Добрый день, мы хотели бы пожаловаться на автобус №9, который обслуживает м-н «Бирлик». Вчера целый час ждали его, с 21.15 до 22.30. Позвонили диспетчеру, чтобы уточнить последний рейс, она ответила, ушел в 21.36, хотя его не было. Пришлось ехать на такси. И это уже не первый раз. Водители ездят, как будто баранов везут. Просим разобраться».

 

– Начнем с того, что сейчас любой человек, имея телефон, может сидя дома отслеживать движение автобусов благодаря программе «infobus», это очень легко. Смотришь, где он идет, и в нужный момент выходишь из дома, . – ответил нашему читателю респондент.

 

Как часто моют автобусы?

– Ежедневно после работы! Спросите у любого водителя, они все скажут, что иногда в очереди стоят на мойку после одиннадцати вечера. Те автобусы, которые работают в полуторную смену, моют транспорт вообще без проблем сразу после семи часов вечера. Плюс внутри все обрабатывает раствором хлорки – поручни и так далее. Это делается по графику, в шесть утра автобусы чистые на рейс выходят. В дождливую погоду транспорт быстро загрязняется, особенно если ездит в Застанционный поселок, «Бирлик».

 

Есть какие-то требования для интерьера общественного транспорта?

– Как таковых нет. Когда у нас был центр по организации пассажирских перевозок, нам вообще запрещали шторы. Я не знаю, из каких соображений. Но некоторые пассажиры, наоборот, просят, ведь автобусы не снабжены кондиционерами, и стоит такая жара, – говорит Калишев.

 

Должна ли быть у кондукторов и водителей единая форма?

– Мы вводили единую форму, но она не прижилась, потому что у нас большая текучка кадров. Кто-то надевает ее, кто-то – нет, некоторых кондукторов только по фартукам отличишь. Я лично за единую форму.

 

Проводим влажной салфеткой по стеклу и по раме окна – на ней черные пятна от пыли. Калишев отвечает на наш немой вопрос:

 

– С этим ничего не поделаешь. Тем более, сейчас уже пятый час, он целый день ездил.

 

Как депутат городского маслихата Рустем Серикович отметил, что в этом году выросло количество отремонтированных дорог.

 

На конечной остановке мы вошли в несколько автобусов, ожидающих время отправления. В маршруте №21 Калишев профессиональным взглядом сразу нашел недочеты: чехлы не натянуты как следует, уже старые.

 

– Вы проверяющие? Во многих автобусах сшили эти накидушки, они ужасно пыльные, в белых вещах, как у вас, уже не сесть. Я просто не знала, куда звонить, но раз вы тут, скажу. Мы же не бесплатно ездим, – отметила пассажирка Карлыгаш.

 

 

Аналогичный вопрос задал нам в «Инстаграм» пользователь под ником krassnopol: «В автобусах чехлы на креслах лоснятся от грязи, хотелось бы, чтобы их чаще стирали».

 

– У них есть пошивочные, заказывают чехлы. Изнашиваются быстро, – успел ответить Калишев.

 

В этот момент мы вынули из сумки киянку, чтобы посмотреть, пыльные ли эти сиденья. Ударяя по ним, ожидали увидеть огромное облако пыли. Пыль была, и довольно много.

 

– Девушка, сначала съездите с нами, дорогу посмотрите, по которой мы двигаемся, там друг друга не видишь из-за пыли, домой придешь, вещи грязные, – присоединились к разговору кондуктор и водитель.

 

Интересуемся, решилась ли проблема с туалетами для водителей и кондукторов на конечных остановках. Оказывается, уборные появились, кроме остановки на ул. Вернадского. Весь автобусный парк надеется, что вскоре там откроют пункт общепита, а заодно и туалет.

 

Решили прокатиться по маршруту № 3, которым управляет Сергей Салабаев. Салон не вызвал нареканий.

 

– Вчера по ул. Вавилова на пересечении с ул. Гете один автобус просто провалился, вытаскивали его. Что еще рассказать? Зарплата у нас минимальная, – выдал он.

 

Выбегаем и по маршруту №6. Автобусу уже десять лет.

 

– Айя, посмотрите, вот почему у нас в городе не приживутся билеты? – говорит Рустем Серикович и показывает на брошенные на пол автобуса. Водитель добавляет, что на конечных остановках их еще больше – коллеги просто выметают из салона. – Люди в радиаторы засовывают и так далее.

 

Сиденья хоть и удобные, но очень пыльные – ударив несколько раз киянкой по ним, мы подняли густое серое облако. 

 

– Девушка, ну посмотрите на окна, все открыты, – говорит кондуктор Раиса Агеева. – Мы каждый день вытираем, а выбивать не всегда есть возможность, только когда стоим на ремонте. Это он сейчас со второй смены приехал.

 

На остановке побеседовали о перспективах обновления автопарка.

 

– Обновляется очень медленно, как девальвация произошло в 2015 году, стоимость автобусов поднялась с 9 до 12 млн тенге. Причем цена просто изменилась в автосалоне, они его не покупали по новой цене, – сказал Калишев. В это время подъехал автобус, следующий по маршруту №2. Кое-кто из пассажиров воспользовался возможностью задать свой вопрос председателю Ассоциации «Пассажирские перевозки».

 

– У меня замечания по второму маршруту. У них, когда полуторка заканчивается, один автобус идет на «отстой», второй только выезжает, и между ними получается разрыв по времени час. Часто ломается, и замены нет ему, – отметила Светлана Горст. – Насчет вежливости. Ну, бывает, их тоже можно понять, они целый день на жаре, люди разные попадаются, они не выдерживают».

 

– Люди как хотят, оскорбляют. Не успеешь рта раскрыть. Как быть? Морду им бить? – сказала кондуктор.

 

На остановке пересаживаемся на 9 маршрут. Здесь тоже серьезных нарушений мы не выявили. Пассажирка автобуса Слушаш Жангалиева захотела высказать свою точку зрения.

 

– Сейчас стало нормально, а раньше ждали дольше. Минут семь стоим на остановке, расписание примерно знаем. Сейчас дорогу на «Бирлик» делают, надеюсь, будет меньше пыли, станет чище, – сказала она.

 

Оказавшись вновь на остановке «Рынок», мы решили завершить свой рейд, но прежде озвучили вопросы, которые поступали в «Инстаграм». В комментариях одна из самых волнующих тем – автобусы отстают от графика.

 

– Где? От какого графика? Кто вообще знает график, кроме водителей и меня? – принялся размышлять Калишев.

 

– Но ведь горожане тоже могут получить это расписание.

 

– Люди могут, да, в центральной диспетчерской службе. Это опять же к разговору о программе infobus.

 

Наш подписчик zholdanova99 пишет следующее: «Хотела бы высказаться на счет кондукторов, но это потом. Сначала водители. Почему когда они тормозят на остановках, раньше времени открывают дверь? И потом человек только вошел в автобус, а он сразу же двигается. И водители какие-то невнимательные, не смотрят по сторонам, а вдруг кто-то бежит к автобусу. Кондукторы стали совсем не вежливыми, обращаются с пассажирами как хотят».

 

– Извините меня, может он только из дома вышел, а его надо ждать? – начал отвечать, как всегда оправдывая рулевых, Рустем Серикович, дойдя до той части вопроса, где говорится о том, что водители не ждут пассажиров. – Если водитель видит, что к нему бежит 60 тенге, он никогда не уедет. У него же глаз нет на затылке. Что касается вежливости, то это написала, наверное, обиженная. Вопросов по кондукторам сейчас нет.

 

Dina_gordon_levvit написал:«Я думаю, пора вообще на отдых трухлявые автобусы советских времен отправить. Город небольшой, неужели так сложно закупить новые автобусы и маршрутки?»

 

Как оказалось, этой действительно нелегко.

 

– Нас сегодняшний день 60% подвижного состава изношено, нужно менять. Для этого требуются «длинные» деньги, то есть кредиты не на три, и не на пять, а минимум на 10 лет, – прокомментировал Калишев. – Даже Закон «Об автомобильном транспорте» подразумевает, что предприятие, которое выиграло конкурс, имеет право в течение двух лет, если парк обновляется, пролонгировать контракт с банками на 10 лет. Но никто не идет на это, ведь займы дают под 20%. У нас что, девяностые годы, чтобы такие грабительские проценты ставить?

 

Мы могли бы и дальше беседовать на эту тему, но за этот короткий промежуток времени и так обсудили очень много вопросов. К тому же, после нашего рейда в «Инстаграм» поступил еще с десяток замечаний. Надеемся, перевозчики ознакомятся с ними и примут к сведению.

 

Айя КАЛЯГИНА 

Фото Ильи ШАКИРОВА

Опубликовано: 17.08.2016
Сообщить об ошибке

Комментарий

  • Гость 20:08 - 26.08.2016
    Всем бы только карман набить, на качество обслуживания пассажиров плевать. Дорогие водители и кондукторы, это пассиажир вам платит! Задумайтесь об этом!
  • Гость 19:58 - 26.08.2016
    зачем поливать грязью кокшетауских водителей! у них нелёгкая работа! к ним претензий нет! вы в щучинске проедьтесь на автобусе там водители обезбашенные нервные а кондуктора хамки
  • Гость 13:57 - 19.08.2016
    Я против шторок в автобусах, обычно они тянуться сверху до половины оконного проема. В результате стоящий в проходе человек вынужден периодически нагибаться, чтобы не проехать нужную остановку. В то же время, без штор летом очень жарко. Предлагаю компромиссной решение в виде тонированных стекол, сейчас продается большое количество атермальной пленки.
  • Гость 16:56 - 18.08.2016
    Маршрут автобуса № 24 очень нужный: связывает автогородок с Красным яром, но почему-то он не ходит по установленному расписанию. Зачем при проведении конкурса отдавать этот маршрут бессовестным фирмам? Ведь стоимость ГСМ не увеличилась, даже цена на дизтопливо вернулась на уровень 2014 года (115 тенге).
  • Гость 11:25 - 17.08.2016
    В свою команду пригласили небольшой руководителя ассоциации «Пассажирские перевозки» Рустема Калишева. Что из этого вышло, читайте дальше. быстро отвечает на вопросы,но все ответы в защиту перевозчиков.пассажиры как всегда оказались не правы.
В комментариях запрещено оставлять нецензурную брань, оскорблять и провоцировать посетителей сайта.

Ваш комментарий