Особенные ученики

В Казахстане не хватает методик инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями, как и специальных педагогов. На недавнем семинаре директор Центра развития инклюзивного образования НАО им. Ы. Алтынсарина Манаргуль Мукашева сообщила о серьезной проблеме особенных детей.

 

Согласно последним данным отдела дошкольного и общего среднего образования управления Акмолинской области, у нас состоит на учете 5763 детей с ограниченными возможностями. Из них 2172– это инвалиды.

 

Для них в области функционируют 4 психолого-медико-педагогические консультации, 14 кабинетов психолого-педагогической коррекции, 2 кабинета коррекции и инклюзивного образования при детских садах, 5 специальных коррекционных школ-интернатов. Из 206 садиков в 37 есть условия для обучения и воспитания особенных малышей. Всего 40% наших учреждений среднего образования, а вернее 227 имеют условия для инклюзива. К 2020 году планируется в 70% школах создать таковые.

 

– На дому обучаются 340 детей-инвалидов. Из них 161 ребенок обеспечен компьютером и Интернетом. Их посещают педагоги школы, обучают по адаптированной школьной программе, ребята получают и выполняют задания, – поведала главный специалист отдела дошкольного и общего среднего образования управления Акмолинской области Асем Бикеева.

 

Звучит в цифрах хорошо. Однако, не все так радужно, есть две главные проблемы. По информации управления образования, не все эти дети охвачены необходимой коррекционно-педагогической поддержкой специалистов. Хоть каждый год и открываются всевозможные пункты и кабинеты, но пока этого недостаточно.

 

Кроме того, оказывается, в Акмолинской области готовят только психологов, а дефектологи и логопеды учатся на разных концах страны – от Петропавловска до Алматы. То есть у нас учебных заведений для них нет.

 

Для переподготовки по специальностям «Дефектология», «Олигофренопедагогика», «Логопедия»заключена договоренность с товариществом с ограниченной ответственностью «Центр социальной адаптации и профессионально-трудовой реабилитации детей и подростков с нарушениями умственного и физического развития» о проведении выездных годовых курсов в нашем регионе, и 28 педагогов уже успешно прошли переподготовку. Они и должны заткнуть дыры в теле инклюзивного образования. Но все-таки эти люди прошли переподготовку, а не полноценное обучение в вузе.

 

Еще один большой вопрос, как сказала Манаргуль Мукашева, важнейшая проблема республиканского масштаба – отсутствие методик. То есть мы не знаем, как учить этих детей. Для этих необычных школьников нужен необычный подход. Есть наработки у заграничных специалистов, но как дело обстоит в Казахстане? А никак.

 

Мы пока в поиске решений. Например, в Кокшетау на базе СШ №19 создали модельный ресурсный центр развития инклюзивного образования.

 

Директор школы Светлана Ахметжанова рассказал об истории этой деятельности.

 

– Сейчас мы находимся на этапе распространение нашего опыта, проведение семинаров, конференций. Рассказываем о том, что делаем. С нами работает координационный совет во главе с Маратом Ибраевым. Основная цель у нас – работа для методической помощи учителю. Под термином «инклюзивное образование» люди зачастую подразумевают работу с детьми, у которых ограничены возможности. Но это не так. К этой категории мы можем отнести мигрантов, одаренных ребят, с девиантным поведением. Это вообще все те, к кому нужен индивидуальный подход. Ему нужно помочь пройти учебную программу, социализироваться, реализовать себя как личность.

 

СШ №19 с 1992 года работает с особенными детьми. Они были одними из первых, кто открыл коррекционные классы для детей с задержкой психического развития. На основании диагностической работы нашей службы медико-психологического сопровождения выявляются такие дети, а также с нарушениями слуха, речи и не только. Сейчас их 132. Они проходят городскую ПМПК. Там определяется форма обучения – спецкласс, на дому или обычный. В СШ №19 сформировано 8 классов, где учатся 66 детей. Остальные – в общеобразовательных классах.

 

– Мы нарабатываем опыт, чтобы дети со специальными потребностями не сидели в спецкабинетах, а были возращены в общество. В экспериментальных классах все отслеживаем. В обычном должно быть не более трех особенных учеников, – рассказала Светлана Бекетовна.

 

Педагоги сами учатся, как учить , пытаясь решить проблему отсутствия методик. Иногда это тоже происходит наощупь и вслепую.

 

– Наши учителя не столько разрабатывают методики, сколько применяют эффективные педагогические методы воспитания и обучения. Это новый подход, они все обобщают и адаптируют, – говорит Алтын Жангазина, координатор центра.

 

Преподаватели школы пишут работы, статьи в сборники, неоднократно получали награды. То есть труды имеются, но пока все в разработке.

 

В СШ №19 доказали, что методы можно открывать и без особенных академий и научных заумностей.

 

В одной из школ Астаны функционируют инклюзивные классы. Там за ребенком закрепляется тьютор, который помогает ему в зависимости от потребностей. У нас в Кокшетау этого пока нет, но с 2017 года, возможно, будут введены в штат педагоги-ассистенты. Это облегчит жизнь детям, для которых мир обычного человека так сложен.

 

Между тем, они все-таки учатся и получают аттестаты. В прошлом учебном году 9 классов окончили 127 детей-инвалидов, 11 классов – 43 детей-инвалидов. Десятки из них поступили в колледжи, 18 – в высшие учебные заведения.

 

Татьяна КОНДРАТОВИЧ

Опубликовано: 08.12.2016
Сообщить об ошибке