Потребляй и защищай

Вам не возвращают деньги за бракованный товар? Вашему ребенку подали в школьной столовой еду не первой свежести? А может быть вы заметили в каком-то учреждении неблагоприятную санэпидемситуацию? На эти и многие другие вопросы «ЛГ» ответила Салидат Аманбаева, заместитель начальника Кокшетауского городского управления по защите прав потребителей.

 

На этот раз «ЛГ» устроил прямую линию с ведомством, которое обязано защищать наши права потребителя. Множество вопросов было прислано нам на странички в «Инстаграм», «Одноклассники». Также были рассмотрены жалобы, озвученные кокшетауцами посредством телефонной связи.

 

sh_kristina_k: «Разъясните людям, по закону РК какой товар возврату и обмену не подлежит. А то от человеческой наглости и угроз своими связями сил нет».

 

– Обмену и возврату не подлежат лекарственные средства и изделий медицинского назначения, нательное белье, чулочно-носочные изделия, животные и растения. Всего пять пунктов.

 


 

Множество жалоб приходит на фирму «Модус», которая обслуживает домофоны. Без вопросов о них мы не могли обойтись.

 

Ebirzhikeev: «В «Модусе» низкое качество оказания услуг, очень сложно с ними найти язык, неудобный график работы, по телефону грубо разговаривают, часто приходят некорректные квитанции, странный порядок оплаты услуг (за подключение нужно делать отдельный платеж от абонентской платы). Прошу обратить внимание на данную организацию, так как в городе нет другой альтернативы».

 

Его поддержали, женщина поделилась своей проблемой, связанной с этой фирмой.

 

«Вот на счет «Модуса» вы правы. У нас уже более 6 лет (может, и больше) как они сами же сняли с подъезда домофонную установку, а каждые полгода присылают счета за обслуживание домофона. Мы за это время уже сменили два кодовых замка, а счета все идут. Кстати, сняли установку, потому что первоначально сделали как попало, приходилось ремонт производить часто», – пишет svetlana421325.

 

– С ними сложно работать. Сама знаю, потому что тоже там обслуживаюсь. С руководством никогда не сталкивалась. Но мы на них никак повлиять не можем. Остается только идти и требовать. По «Модусу» у нас были жалобы.

 


 

Baurzhannuriev: «Как насчет зарядных устройств на сотовые телефоны? При покупке продавцы говорят, что гарантии НЕТ. Я купил зарядное устройство, через 3 недели работать оно перестало само по себе. Имею ли я право обменять товар или забрать деньги обратно?»

 

– Зарядное устройство является комплектующим, поэтому возврату не подлежит. Вернуть вы можете основной товар, однако гарантийный срок распространяется и на него. Если вы берете зарядник отдельно, он не оформляется гарантийным талоном. Но вернуть его вы имеете право, даже без талона.

 


 

a92.k23: «Здравствуйте. Мы ходим в садик в Красном Яре, в «Мансур». Там нет перерасчета. У нас дома двое детей ходят в младшую группу, они болели пневмонией и месяц не ходили, а за садик заплатили. Теперь хотели, чтобы сделали перерасчет, потому что у нас есть справка. А в садике сами говорили директора, что если дети будут болеть серьезными болезнями, то положено перерасчет делать».

 

– Это делается только на основании договора. Там должно быть оговорено, что ребенок по уважительным причинам не посещает садик, то ведется перерасчет. Если договор не соблюдается, она имеет право обратиться к нам.

 


 

Dauletveneraaz: «Добрый день. Если в ценнике указана одна цена, а когда проводит через кассу, в чеке написана другая, по какой цене должны продавать товар? Такая ситуация часто встречается. Куда можно обратиться?»

 

– По цене, которая указана на товарной бирке. Если продавец отказывается реализовывать товар по этой цене, то покупатель сначала должен обратиться к нему с претензией. Если его действия не возымели должного эффекта, тогда можно подать иск в суд. Только нужно сохранить ценник и чек. Свидетельские показания тоже подойдут.

 

У нас были такие случаи. В основном с «Остине». Делали возврат.

 

Кстати, на витрине обязательно должен быть ценник. Однако в административном кодексе нет статей, чтобы привлечь за его отсутствие. Поэтому проводится беседа, консультация. Но все же сам потребитель может в судебном порядке возместить моральный ущерб. Закон на его стороне.

 


 

Следующие вопросы нам задали звонившие по телефону в редакцию горожане.

 

Купила квартиру в новом доме и уже примерно месяц не сплю. Соседи делают ремонт, начиная с раннего утра. Заканчивают в 23.00, как положено по закону. Но дело в том, что работают они почти без перерыва – мы так устали от звука дрели и стука молотка. Можно ли замерить уровень шума при ремонте квартиры?

 

– Можно, конечно. В Национальном центре экспертизы есть лаборатория. После обращения лаборант выезжает и делает замеры. Услуга платная. Обычно это делается в судебном порядке, но бывает, что люди идут на компромисс.

 


 

– Есть ли у вас список недобросовестных услугодателей? Например, магазинов, кафе, ресторанов?

 

– Это антиреклама.

 


 

Очень много жалоб на супермаркет «Small». Там находят просроченные товары, ценники не соответствуют реальной цене. Когда уже будут предприниматься меры?

 

– «Small» у нас стоит на контроле. У них есть специальный менеджер по качеству, она является санитарным врачом. Там слишком большой наплыв товара. Продавцы говорят, что иногда они не успевают заменить ценники.

 

То, что в «Small» постоянно попадается некачественный товар, я с этим не согласна. Был случай с колбасой, но, опять же, здесь виноват производитель.

 


 

– Скоро начнутся паводки, и качество воды в городе ухудшится. Скажите, можно ли вообще пить такую воду из-под крана? Проверяли ли вы ее?

 

– На время паводком мы повышаем содержание остаточного хлора в воде. Ее качество не ухудшается, лишь по цветности и мутности. Сейчас мы все в основном пользуемся фильтрами. Чтобы обезопасить людей, мы пишем в газетах: «Пейте кипяченую воду».

 


 

– Куда обращаться по поводу низкого качества связи? У меня мобильная связь «Актив», менять ее не хотелось бы, так как все родственники пользуются ею. Но меня не устраивает само качество связи и плохой Интернет. К тому же, плачу я немалые деньги – 1500 тенге.

 

– Сейчас очень много операторов сотовой связи. Если не нравится – пожалуйста, выбери другой. Пусть попробует обратиться в головной офис компании.

 


 

– Можно ли торговать на улице мясом? Продавцы торгового дома «Армада» делают это. Да и так по городу встречала подобное.

 

– Уличной торговлей занимается полиция. Но вообще мясом на улице торговать запрещено. Нужны определенные условия. Даже просто в магазине нельзя – должно быть специальное помещение с холодильником. Человек, желающий пожаловаться, может сфотографировать людей, занимающихся незаконной торговлей, и отнести снимки в полицию.

 


 

– Разберитесь с ситуацией в фитнес-клубе в «Капитале»! В душевой из крана течет ужасная вода, она воняет фекалиями. Люди отказываются там мыться. Как быть, ведь после тренировок выходишь весь потный.

 

– У них, видимо, застой канализации. Пусть человек обратится с жалобой к нам.

 


 

– Скажите, как бороться с хамством продавцов? Многие отказываются называть цену, еще и говорят: «Ты что, слепая?» А у меня действительно зрение плохое…

 

– Вопрос тоже к полиции. Это культура, и не только в нашем городе. Недавно был сюжет по «КТК» – потребителя оскорбили на рынке, он это заснял на видео, полиция приняла меры по отношению к продавцу.

 


 

– Проверяете ли вы уличные павильоны, где продают курицу-гриль, донеры и прочее. Недавно купил самсу на базаре – не отравился, но она была просто ужасная.

 

– Есть перечень объектов, которые подлежат проверке, но павильоны туда не входят. Но по жалобе можем.

 


 

– Вы будете реагировать, если человек напишет, что самса ужасная?

 

– Нет. По каждой жалобе мы открываем проверку в прокуратуре. Если человек даст самсе такое определение, то там могут не сделать этого.

 


 

– Что тогда он должен написать в жалобе?

 

– Если продукт остался, может отдать ее в лабораторию. У нас был случай – мужчине не понравился вкус сока – написал, что он странный. В прокуратуре сказали, что это не угроза жизни и здоровью человека, проверку не открыли. Диктовать, как писать жалобу, мы не можем. Но если произошло отравление, человек вызывал скорую помощь, то он прилагает к жалобе вызов.

 

Иногда хочется защитить предпринимателя, многие специально пишут жалобу, бывали такие случаи.

 


 

– Обязательно ли сдавать сумки, ведь охранник говорит, что в случае пропажи они не несут никакой ответственности. Такое с нами случилось в ТД «Кристалл».

 

– Устав магазина составляется на основании Закона о защите прав потребителя. Они просят не заходить туда с аналогичным товаром. В крупных городах проблемы такой нет – сумки берут с собой. Это все зависит от торгового дома.

 

Вадим БЕГУН

Фото Влады КНЫШ

Опубликовано: 14.03.2017
Сообщить об ошибке