Не учимся, а мучимся.

С 2016 года ученики дети первых классов начали обучаться по обновленной школьной программе и новым учебникам. Задания в этих учебно-методических пособиях порой водят в ступор не только первоклашек, но и родительскую общественность. Мы взяли рабочую тетрадь по математике учащегося первого класса, чтобы проверить уровень сложности заданий. Участвовавшие в эксперименте «ЛГ» ученики одиннадцатых классов и студенты КГУ им. Ш.Уалиханова не смогли справиться с заданием для первоклассников. Как проходил эксперимент, читайте далее.

 

Вот и подходит к концу еще один учебный год. Нашим детишкам осталось учиться всего один месяц, и наступят долгожданные летние каникулы. Окончания занятий в школе с нетерпением ждут как ученики, так и их родители. А все дело в выполнении домашних заданий, которые делаются всей семьей. Даже взрослым осилить «домашку» нелегко.

 

Как мы уже говорили с 1 сентября 2016 года во всем Казахстане ученики первых классов общеобразовательных школ начали обучение по обновленной программе. Бурю возмущений и недовольства вызвало внедрение новой школьной программы не столько у детей, которые еще многое не умеют осмысливать, сколько у родителей первоклассников. Мало того, что учебники для тех, кто пошел в школу впервые, стали намного больше в размере (хотя Министерство образования сто раз говорило о стремлении к уменьшению), но и к тому же, задания в этих книгах усложнились, а иногда совсем непонятны. Так что нагрузка увеличилась как на спину, так и на мозг ребенка. Интересно еще и то, что учебники основаны на опыте АОО «Назарбаев интеллектуальные школы» (НИШ), у которой, что говорить довольно высокий уровень, куда дети поступают по конкурсу. Ладно, если бы по таким книгам обучались в гимназических классах. Но для чего такие учебники нужны в обычных школах, непонятно.

 

Я сама мама первоклассника. И каждый раз, когда сажусь делать уроки с ребенком ,у меня много вопросов. Такое ощущение, что ему с детства хотят привить нелюбовь к естественным наукам. Особенно недоумение вызывает рабочая тетрадь по математике первого класса. Бывают такие задания, что порой непонятны мамам и папам, а что уж говорить тогда о детях. Родители начинают созваниваться между собой, «WhatsApp» пестрит сообщениями «Кто сделал математику?», «Скиньте как» и все в таком роде.

 

Когда листаешь такую тетрадь, действительно некоторые задания ставят в тупик. Может, нас и не учили такому, но чтобы выполнить эти упражнения, каждый родитель должен хоть чуть-чуть понимать, как это делать. Я не единственный человек, который с подобным столкнулся, потому и выношу проблему на всеобщее обозрение.

 

Мы решили провести небольшой эксперимент. Взяв наиболее замысловатые задания для первоклашек, дали их выполнить одиннадцатиклассникам и студентам КГУ им. Шалиханова. Не ппросто студентам, а тем, кто, казалось бы, должен выполнить такие задания, которые обучаются по специальности «Педагогика и методика начального обучения».

 

Задания были по математике на построение пиктограмм и диаграмм. Да-да, дорогие читатели, не удивляйтесь этим замысловатым названиям. Но сейчас учащиеся в первых классах проходят именно такие темы. И на завтра забывают их, потому что пока не способны осмыслить эту информацию. Как выяснилось, не только они. Но все-таки, наверное, в Министерстве образования посчитали, что для первоклассника важно знать, как выстраивать пиктограммы и диаграммы.

 

Листочки с упражнениями мы дали ребятам из одиннадцатого класса. Всего было три листа с заданиями. И понаблюдали за реакцией учеников. По мере того, как они читали рабочие листы, непонимание и изумление отражалось на их лицах.

 

– Это что? – спрашивали нас будущие выпускники.– Такие задания дают детям в первом классе?»

 

«Жесть»,– говорили ребята.

 

Долго изучая листок с упражнением и пытаясь понять, как это делать, один из учеников произнес: « Я себя ощущаю полным идиотом. Честно»!

 

На выполнение поставленных перед ними задач у одиннадцатиклассников ушло около двадцати минут. С построением диаграмм и пиктограмм ребята справились частично. Кое-какие из зданий так и остались им непонятны и невыполненными.

 

Далее мы раздали аналогичные задания студентам первого курса, которые в будущем станут учителями начальных классов, то есть наставниками тех самых первоклашек. То же изумление на лицах и восклицание: «А как это делать»?

 

Определенное время раздумывая, студенты попросили нас помочь или хотя бы дать подсказку. После девушки (среди будущих учителей оказались только они), наконец-то поняв задания, начали выполнять (поочередно заглядывая друг к другу в листы). Студенткам понадобилось больше времени, чтобы справиться с поставленными перед ними задачами. На это у них ушло где-то 30 минут. Но, как и в предыдущий раз, выполнено было не все.

 

Вывод напрашивается сам собой: если ученику одиннадцатого класса и студентам не совсем ясно, как выполнять предложенные им задания, то, что можно говорить о шест-, семилетних детях.

 

Так же мы взяли комментарии у людей, которые слышали или знают о проблемах, вызванных с внедрением обновленной программы в начальных классах.

 

– Я считаю, что на сегодняшний день школьная программа напичкана лишним и ненужным материалом, – говорит Цай Евгений Романович. Он является председателем объединения по защите прав детей и родителей «Камкорлык». – Даже в советское время, когда была четкая и ясная школьная программа, по статистике считалось: 60% из того, что дети учили, в дальнейшем в жизни им не понадобилось. Сейчас же в учебниках, вообще бардак. Дети не понимают и не усваивают выдаваемый им материал,– говорит Евгений Романович. – Большая ошибка нашего правительства в том, что они оглядываются на Запад. Хотят поднять свой рейтинг и войти в двадцатку- тридцатку лучших. Но при этом, разрабатывая программу для школьников, благополучие и интересы наших детей их волнуют меньше всего – это мое мнение,– делиться с нами Евгений Цай.

 

Возвращаемся к тому, что учебники разработаны на опыте АОО «Назарбаев интеллектуальные школы». Наверное, справедливо считать, что каждый родитель знает способности своего ребенка и считает его самым лучшим и умным. Но если уж мамы и папы высоко оценивают интеллектуальное развитие своего ребенка и не ошибаются, то они и отдадут его в специализированную школу. Где их чадо будет обучаться по специальной программе и учебникам. А если ребята идут в обычную школу, правильно ли то, что занимаются они по тем же самым учебникам, что и одаренные дети.

 

– У каждого ребенка разные возможности и способности, – комментирует Евгений Романович.– Неталантливых детей не бывает. Нужно в каждом ребенке развивать то, что ему интересно и к чему он стремится. А у нас получается, что на сегодняшний день в первоклассника пихают, что надо и не надо. А по поводу книг, по которым сегодня занимаются наши дети, я могу сказать, что это обычная экономия средств,– говорит наш собеседник.

 

– Для интеллектуальных школ была разработана специальная система и выделены деньги на специализированные учебники. А на разработку менее сложного материала вышестоящие не хотят производить финансовые затраты. Поэтому, и занимаются дети по учебникам одного образца. Правительство должно понимать, что образование играет огромную роль в процветании нашей страны. Нужно четко видеть, как помочь нашим детям стать образованными и развитыми личностями,– сказал Евгений Романович.

 

Свою точку зрения по поводу обновления программы для первоклассников высказала нам педагог начальных классов с 38- летним стажем Трифонова Людмила Григорьевна.

 

– Мало того, что ранцы деток стали неподъемными из-за больших учебников. Ребенок несет на себе минимум 4 килограмма. Так еще и содержание книг не ясное,– говорит Людмила Григорьевна.

 

– Я лично не согласна с учебниками, которые в этом году предоставили ученикам первых классов. Много отвлеченных тем, времени на закрепление материала не отведено. В учебниках по математике отсутствуют навыки устного счета, в обучении грамоте очень мало текстов для чтения, практически нет стихов для выучивания наизусть. Много отвлеченных и ненужных детям тем, – сказала Людмила Трифонова.

 

– Единственный учебник, по которому легко заниматься ученикам первых классов, – это казахский язык,– говорит Людмила Григорьевна. – Вот там для детей все доступно и понятно. Остальные книги настолько засорены лишним, что мне, да и многим, неясно, для чего это вообще нужно в школьной программе.

 

Кучу возмущений у родителей первоклассников вызывает новая школьная программа. Понятно, что всем хочется, чтобы подрастающее поколение было прогрессивней и умней нашего. Но не кажется ли, что нашим детям дают совсем не нужную и лишнюю информацию. Просто все эти пиктограммы и прочее не оседает в детских головах и не запоминается. Многое не то что дети, а взрослые не понимают. Как делать уроки, если родитель не может доступно объяснить своему ребенку то, что у него самого вызывает недоумение. Сразу на ум приходят слова из известной песни первоклассника «Нынче в школе первый класс вроде института…»

 

Ульяна КАРАНДА

фото Влады КНЫШ

Опубликовано: 02.05.2017
Сообщить об ошибке

Комментарий

  • Гость 15:04 - 02.05.2017
    Такая проблема не только у первоклашек есть. Первый класс с горем-пополам закончили. В учебниках второго класса такой же бардак. Программа по русскому с классом 4-5 перемешана. Детей уже заставляют учить синтаксический разбор, хотя только-только они разобрали части речи. Откуда им запомнить, что такое обстоятельство, дополнение и определение? И что наречие может быть обстоятельством? Они наречие-то еще даже не проходили. А по математике нужно сначала всей семьей сесть и понять, что ВООБЩЕ хотят от нас в заданиях, а потом уже разбираться, как это решается. Тут даже никакая логика не помогает. Это не программа, а какой-то дикий ужас.
В комментариях запрещено оставлять нецензурную брань, оскорблять и провоцировать посетителей сайта.

Ваш комментарий